В гостях - Елена Симбирских, Владислав Сабреков, Никита Рачеев, Кирилл Секерин
***
О. Балезина
Добрый день! У микрофона Ольга Балезина. У нас в гостях сегодня в большом составе Вятский государственный агротехнологический университет. Ректор Елена Симбирских. Здравствуйте!
Е. Симбирских
Добрый день!
О. Балезина
Руководитель Военно-патриотического центра Владислав Сабреков.
В. Сабреков
Добрый день!
О. Балезина
Директор Центра непрерывного образования Никита Рачеев.
Н. Рачеев
Здравствуйте!
О. Балезина
И председатель профсоюзного комитета студентов Кирилл Секерин.
К. Секерин
Здравствуйте!
О. Балезина
Расскажите, на каких факультетах вы обучаетесь?
К. Секерин
Ветеринарный факультет, 4-й курс.
Н. Рачеев
У меня будет немножко дольше, потому что я уже закончил обучение по программам бакалавриата, магистратуры. Сейчас обучаюсь уже заочно в аспирантуре на кафедре педагогики, психологии, профессионального образования.
В. Сабреков
4-й курс, агрономический факультет.
О. Балезина
Наверное, это последнее про учёбу, да? Потому что речь пойдёт сегодня о том, чем занимаются студенты помимо учёбы. Я открыла сайт университета почитать новости молодёжи: «Завершился молодёжный проект «Коллаборация межнационального согласия» - этнотурнир «Вятка - территория чемпионов», «Студент 3-го курса Владислав Котельников стал лауреатом премии по поддержке талантливой молодёжи в Кировской области», «Студенты Вятского ГАТУ принимают участие в Первом киберспортивном турнире аграрных университетов, играют в DOTA-2», «Курсанты центра военной подготовки «Витязь» проходят кавалерийскую подготовку»... Спрашивается, когда ваши студенты, Елена Сергеевна, успевают учиться?
Е. Симбирских
Я думаю, что как раз эта их активная жизненная позиция помогает им учиться. Учебную деятельность, которую они практически все ведут на «хорошо» и «отлично», активные студенты, они умело сочетают с собственным личностным развитием. Это очень важно, потому что личность не должна только останавливаться на профессиональном развитии, на профессиональных знаниях, личность должна развиваться всесторонне. И мы создаём все возможные условия для наших студентов, в том числе и возможности индивидуального обучения, графика. Если, например, проходит какое-то мероприятие, и студент не может посетить лекцию или не может посетить практическое занятие, в этом случае педагоги нашего университета идут ему навстречу, оказывают ему индивидуальную консультацию либо в индивидуальном формате принимают у него практические результаты, например, по лабораторным работам, если он пропустил лабораторную работу. Кроме этого, такая активная спортивная, творческая, культурная, общественная жизнь наших студентов сочетается ещё и с профессиональной деятельностью в рамках практики, например, которую они проходят на сельскохозяйственных предприятиях. Выезжает студент на практику в район. Он не должен зацикливаться только на своём профессиональном становлении. Это правильно - получить профессиональные компетенции, дневник (ред.: практики) заполнить. Но при этом, когда студент уезжает, мы рекомендуем ему: «Если вы приехали в свой район, зайдите к себе в школу, пообщайтесь со школьниками, учителями». Это профориентация, это возможность привлечь к нам в университет новых абитуриентов. Потому что кому довериться, как не своему выпускнику, как старшему товарищу?
О. Балезина
А вы не боитесь, что DOTA-2 у вас студентов из профессии унесёт?
Е. Симбирских
Нет, абсолютно не боимся, потому что вопросы цифровизации и информатизации очень глубоко сейчас вошли в агропромышленный комплекс, поэтому студенты должны владеть и этими компетенциями тоже. В каком формате они получают эти компетенции, неважно, главное, чтобы им было это интересно.
О. Балезина
Пойдем по направлениям, не всем, как я понимаю, которые у вас в университете представлены.
К. Секерин
Далеко не всем.
О. Балезина
Начнём с Кирилла Секерина, председателя профсоюзного комитета студентов. Я так понимаю, это работа студотрядов?
К. Секерин
Это профессиональные союзы, это профсоюзы. У нас федерация профорганизаций. Наш профсоюз агропромышленного комплекса, который занимается социальной поддержкой студентов, их социальной защитой, представлением их интересов перед работодателями, перед ректоратом в лице ректора, а также дальнейшей помощью в трудоустройстве, возможно, в решении каких-то социальных проблем.
О. Балезина
То есть вы сами создали себе оппозицию внутри университета, чтобы выходили и против вас что-то высказывали?
Е. Симбирских
Я очень лояльно отношусь к оппозиции. Наоборот, считаю, что нельзя всех выстраивать под одну копирку. В нашем университете мы стараемся создать дружную команду людей, которые понимают друг друга, слышат и прислушиваются друг к другу. То же самое со студентами. Прилагаю все усилия, чтобы студенты и преподаватели слышали друг друга, поэтому у нас есть и профсоюз сотрудников, которые тоже высказывают своё мнение, и часто это мнение не совпадает с мнением руководства. Мы стараемся найти компромисс в этих условиях. То же самое в рамках студенческой среды - такой же создан профсоюз. Стараемся найти тот путь, который бы был важен, прежде всего, университету, потому что когда мы общаемся с ребятами и с преподавателями, я всегда говорю: «Давайте подумаем не о себе. Любой шаг, который мы с вами делаем, любая деятельность, которая ведётся в университете, прежде всего, должна принести вклад в будущее вуза. А свои личные «хотелки» давайте удовлетворять другими способами».
О. Балезина
Кирилл, расскажите, какие самые проблемные или болевые сейчас есть моменты и направления у вас в работе?
К. Секерин
Приходят иногда ребята по поводу коронавирусной инфекции, конечно же, спрашивают по поводу выплат за ПЦР-тест и прочие вещи.
О. Балезина
Просто какие-то жалобы от ребят?
К. Секерин
«Делаем ПЦР, как нам возместить это всё?». Давайте, наверное, будем честными, у вас есть выбор - либо вакцинация, либо ПЦР, либо переболеть, что не особо хорошо. Вирус новый, инфекция новая, ситуация новая, непонятная, поэтому никто не знает, что в принципе делать, и профсоюзы в этом плане принимают всегда сторону работника. Поэтому как-то пытаемся выходить на более тесный контакт с руководством в этом плане, обсуждать пути решения проблемы. Из такого критичного у нас, слава Богу, вуз хорошо развивается, постепенно много что делается интересного, нового, и студенты в основном приходят не жаловаться, а просить, что ещё можно сделать. Это приятно, здорово, интересно, работать на такой должности крайне интересно.
О. Балезина
А что последнее или самое яркое предлагали и реализовали?
К. Секерин
Приходит лагерь актива для студентов-первокурсников, организованный активистами профсоюзного комитета и активистами вуза, предложили два классных проекта: «Читальный уголок», «Клуб читателей», где хотят организовать себе маленькую коворкинг-зону, в которой можно будет сидеть, обмениваться книгами, выйти на библиотеки. И сейчас готовится проект «Велоэкоточка. Агротех», направленный на переработку пластика путём велошредера. Довольно интересная и весёлая вещь. Очень хотим, чтобы она реализовалась, но пока ищем поддержку.
О. Балезина
Елена Сергеевна, как часто вам приходится какие-то идеи поддерживать?
Е. Симбирских
Поддерживать и воплощать в жизнь или, наоборот, отвергать? По поводу отвергать - никогда не отвергаем.
К. Секерин
Редактируете.
Е. Симбирских
Редактировать могу, посоветовать, как лучше, наоборот, реализовать этот проект с пользой для студента и для вуза, прежде всего. С точки зрения поддержать, понятно, с чем приходят студенты: «Поддержите финансово». Оказать каждому финансовую помощь, ведь запросы у всех разные, тоже университет не может. Оказать единицам? Почему именно этим? Поэтому мы тоже здесь ищем компромиссы. Первое, что говорю: «А давайте заработаем сначала вместе?»
О. Балезина
А сложно студенту до ректора вообще дойти со своей идеей?
Е. Симбирских
Спросите у них.
О. Балезина
Тут все улыбаются. Расскажите.
К. Секерин
Ректорат открыт всегда. Поэтому если какие-то вопросы есть, у нас есть Центр молодёжной политики, куда студенты идут со своей идеей. Есть профсоюз студентов, есть проректор по воспитательной работе и другие проректора, есть Центр поддержки студенческих инициатив, который как раз этим занимается.
Е. Симбирских
К ректору как записаться?
К. Секерин
Записывайте номер: 8-922…Насколько я знаю, в среду, по-моему, вы весь день готовы принимать студентов?
Е. Симбирских
Не только студентов. Есть определённые часы, о которых все знают, когда двери ректора открыты, можно записаться и прийти любому по любой проблеме - личной, общественной, университетской. Кроме этого, 2 года назад были установлены почтовые ящики в университете «Письмо ректору». Кроме того, есть электронная почта, непосредственно моя, которая представлена у нас на сайте, куда можно направить электронное письмо. Таких писем приходит очень много.
О. Балезина
Перейдём к ещё одному нашему гостю директору Центра непрерывного образования Никите Рачееву. Что подразумевается под непрерывным образованием, чем занимаетесь вы?
Н. Рачеев
Сама концепция непрерывного образования предполагает обучение через всю жизнь. Мы в рамках нашего подразделения организуем работу по сопровождению индивидуальной образовательной траектории детей, начиная от полутора лет, которые занимаются у нас у логопеда, дефектолога, затем продолжают обучение на курсах подготовки к школе, сопровождение начальной школы, первый класс, продолжая уже разветвлением по естественнонаучному направлению (наши кружки и секции), спортивному направлению, техническому направлению, среди которых робототехника, программирование и много чего ещё - суммарно сейчас открыто уже более 25 направлений.
О. Балезина
Подождите, полтора года… У нас университет здесь в гостях. Мне кажется, сейчас у всех разрыв шаблона.
Н. Рачеев
Мне кажется, важно понимать, что сейчас все университеты стараются вложить в свою деятельность не только реализацию основных образовательных программ, но и третью миссию, то есть университет как центр социума. Мы можем поделиться с нашим городом, с нашим регионом, даже со всей страной нашими уникальными музейно-выставочными комплексами, нашими уникальными разработанными программами. В частности, у нас есть программа «Ветлаб», единственная в России, которая подразумевает сопровождение старшеклассников с 9 по 11 класс на курсах дополнительного образования с нашими штатными преподавателями с факультета ветеринарной медицины. В ходе этого обучения они не просто получают базовые профпробы, академические тест-драйвы, какие-то элементы профориентации, но полноценно погружаются в академическую среду и полгода обучаются со студентами, с теми же преподавателями, по тем же дисциплинам. Более того, мы ещё их водим в музей истории ветеринарии, в наш музейный комплекс, в ветеринарные клиники нашего города. Ребята уже принимают своё решение, моё это место или не моё.
О. Балезина
У вас в речи, Никита, я уловила столько новых слов по части профориентации: академический тест-драйв…
Н. Рачеев
В нашем понимании, в нашем вузе академический тест-драйв не предполагает, как в некоторых других, допустим, поселение будущих студентов, абитуриентов в общежития, есть и такая практика. В нашем понимании, это должно быть что-то максимально приближенное к условиям, в которых существуют студенты. Они знакомятся со средой университета, с его внутренней структурой, понимают, что университет - это «большой город», внутри которого есть буфеты, банкоматы, небольшие магазинчики, где можно приобрести канцелярские принадлежности, инфраструктура социальная, спортивная, есть возможность походить позаниматься волейболом, боксом, хор, вокал, занятия по йоге. Дополняется это обучением по дополнительной образовательной программе. В частности, это программа «Ветлаб». Есть подобные ситуации при других факультетах. В частности, при экономическом факультете есть курс, который называется «Бизнес-курс: Максимум». Абитуриенты наравне со студентами участвуют в олимпиадном движении, выезжают в Москву. Не так давно выезжали в Финансовый университет при Правительстве РФ, там показали высокие результаты. Ежегодно привозят оттуда первые, вторые места, в том числе, и денежные призы, даже наши студенты.
О. Балезина
Я шокирована до сих пор полутора годами. Наверное, ещё ни один из тех, кого вы взяли, не дорос до возраста студента пока?
Н. Рачеев
Нет, почему. К нам приходят не только с полутора лет. Приходят и с 17 лет: «Я хочу поступить на факультет ветеринарной медицины». Мы говорим: «Отлично! Курсы, которые тебе подойдут - «Ветлаб», что понять моё это или не моё». Важно понимать, что у нас нет задачи - нагнать всех, лишь бы кто поступил. Есть задача, чтобы поступили лучшие ребята. Нет задачи, чтобы хороший дизайнер стал ветеринаром, чтобы будущий инженер закончил вдруг на зоотехника и понял: «Это не моё. Я не буду гордо нести звание выпускника своей альма-матер». Важно понимать, что эти 100 человек, которых мы набираем на бюджетные места ветфака, чтобы эти 100 человек и закончили обучение. Ребята, которые заканчивали курсы «Ветлаба», успешно поступают на этот курс, видят тех же преподавателей, с большой теплотой отзываются об этих курсах. Мы, разумеется, рекомендуем кроме профильных курсов курсы подготовки к ЕГЭ. Ребята ходят на занятия, условно, трижды в неделю - математика, биология, русский язык. Сдают ЕГЭ, успешно поступают к нам. Сейчас уже более полутысячи человек у нас занимается. Этому способствуют, разумеется, слаженная работа подразделения и большая развитая инфраструктура вуза. На общих основаниях там могут заниматься и школьники, в том числе за счёт программы по ПФДО, проекта образования: родители могут использовать сертификат на персонифицированное финансирование дополнительного образования своего ребёнка, могут использовать в качестве оплаты, частично или полностью оплачивая кружки и секции у нас в университете.
О. Балезина
Про непрерывность образования после вуза можем же мы тоже с вами говорить, Никита?
Н. Рачеев
Возможно, частично. Мы разделились на Центр карьеры, который сопровождает уже в рамках трудоустройства, стажировочных площадок, производственной практики наших старшекурсников и выпускников. Для этого у нас создана специально цифровая образовательная карьерная среда Факультетус, в рамках которой мы проводим цифровые ярмарки вакансий. Взаимодействие работодателей со студентами выпускных курсов и даже выпускниками организовано в формате чата либо чат-ботов, а также в Telegram-канале. Для студентов мы, Центр непрерывного образования «Агрополис», предлагаем большой объём курсов в рамках территории возможностей - хор, вокал, йога и прочее. Здесь занимаются и ребята-школьники, и студенты.
О. Балезина
Елена Сергеевна, расскажите, потенциальные работодатели - это кировские? Или вы готовы поставлять кадры и в другие регионы?
Е. Симбирских
Конечно, мы готовы поставлять кадры и в другие регионы, но последний год мы ведём политику закрепления кадров, прежде всего, у нас в регионе. Приоритет мы всё-таки отдаём нашим региональным руководителям предприятий агропромышленного комплекса. Они первые, кому мы даём возможность выбора встреч со студентами, выбора дальнейшего карьерного пути для студента. Наибольший упор делаем на сельские территории. За последние годы я для себя отмечаю, что село очень сильно изменилось. Современные сельскохозяйственные предприятия активно насыщаются техникой, и студенты, которые приходят сейчас уже на производство, они должны обладать и владеть компетенциями самыми современными. Поэтому в рамках обучения мы вводим программы дополнительного образования, соответствующие современному производству. Эти программы реализуем совместно с предприятиями. Сейчас в нашей копилке уже более двухсот с лишним сельскохозяйственных предприятий нашего региона, с которыми заключены соглашения о трудоустройстве, о профессиональной подготовке студентов, которые готовы участвовать в дополнительных стипендиальных программах для студентов, в программах поддержки студентов в рамках трудоустройства. Иногда так получается, как в этом году, когда мы стали распределять студентов на практику, мы всё равно учитываем выбор самого студента, организовываем встречи с руководителями предприятий. И по результатам этих встреч мы для себя отметили, что уже на предприятия из других регионов студенты сильно-то и не хотят идти. Здесь у нас стали достойные зарплаты, стипендии от предприятия. Они видят эту поддержку, они видят свои возможности, поэтому, прежде всего, регион. Прежде чем куда-то уехать, посмотрите…
О. Балезина
Про доярку с зарплатой за 50 тысяч рублей нам рассказывали руководители кировских предприятий.
К. Секерин
В том году был реализован проект «Ставка», который как раз показал ребятам, что, оказывается, у нас в области есть много передовых предприятий, где можно хорошо поработать за неплохую зарплату.
Е. Симбирских
Кирилл тоже работал в этом году как раз на предприятии, да?
К. Секерин
Я был недалеко от города. Мне нужно было оставаться в городе после практики, поэтому я проходил практику в Дороничах на свинокомплексе. Свинокомплекс - это для ветврача рай, мечта и так далее. Очень сложный производственный процесс, в плане объёма работ, а в плане разнообразия - не особо большой. Зарплаты не особо космические, но для студента очень даже хорошо. Ребята работали в Зуевке, у Владимира Шулаева, и очень хорошо получили.
Е. Симбирских
«Красное знамя»…
К. Секерин
В Унях открывается новый передовой комплекс. Как говорил наш любимый Алексей Алексеевич Котлячков, посчитали, что в Кировской области 66 передовых предприятий, оказывается, по показателям экономического роста, удоям и так далее. А мы знаем буквально три-четыре.
О. Балезина
Времени остаётся уже немного. У нас есть ещё Владислав Сабреков, руководитель Военно-патриотического центра. Слушатели наши не видят, но нужно сказать, что Владислав в форме. Расскажите, что это за форма такая?
В. Сабреков
Это парадная форма казаков Кировского городского казачьего общества. Я являюсь членом этой организации.
О. Балезина
Как называются ребята, которые состоят у вас в центре?
Е. Симбирских
Это Военно-патриотический центр «Витязь» и курсанты, которые ведут военно-патриотическую подготовку наших студентов.
В. Сабреков
Центр военно-патриотического воспитания был создан сотрудниками ВГАТУ и казаками Кировского городского казачьего общества. Поэтому некоторые ребята, курсанты, являются членами казачьего общества.
О. Балезина
То есть не на пустом месте у вас появилась такая военная структура?
Е. Симбирских
Она появилась на пустом месте. Но она появилась благодаря совместной работе университета с нашим городским казачьим обществом. Я очень благодарна казакам, они первые пришли к нам с инициативой организовать работу со студентами.
О. Балезина
Это где-то год назад было, насколько я помню?
Е. Симбирских
Полтора года назад мы стали обсуждать возможности создания, но не казачьего отряда, потому что узкоспециализированный казачий отряд на базе университета ещё всё-таки создавать рано, потому что культура казачества она особенная, и не всегда ребятами понимаемая и поддерживаемая. А вот военно-патриотическое направление приемлемо, и не просто приемлемо, а является обязательной частью подготовки каждого студента в университете. Дальше уже подключились наши общественные организации, «Боевое братство», подключилось УВД, которое тоже занимает активную позицию, у нас очень часто с ним проводятся совместные мероприятия. Подключилось МЧС, мы создали свой отряд пожарной охраны при Управлении МЧС Кировской области. Подключилась наша организация «Патриот», «Авангард», то есть это «Юнармия». И мы тоже сейчас прорабатываем возможности организации совместной работы. С УФСИН мы работаем по кинологии и организовываем совместные мероприятия. Мне кажется, нет ни одной силовой структуры в регионе, которая бы не побывала сейчас в нашем университете, не пообщалась с нашими студентами, с которой бы мы не провели совместные мероприятия военно-патриотического характера, в целом, мероприятия, направленные на формирование гражданской позиции, общественной позиции, законной позиции. Ребята из отряда «Витязь» проводят даже совместные дежурства с УВД.
О. Балезина
Расскажите.
В. Сабреков
Мы являемся народными дружинниками отряда «Спас». Мы патрулируем Набережную Грина по четвергам, пятницам и субботам с 18-00 до 22-00. По субботам и воскресеньям Театральную площадь с 10-00 до 14-00. Именно в это время вы можете увидеть «зелёненьких людей», вежливых, в форме, с красными повязками.
О. Балезина
Это то, что принято называть ДНД - добровольные народные дружины?
В. Сабреков
Да, ДНД. Есть два вида народного дружинника. Это как раз народный дружинник при администрации города. И есть народный дружинник казачьей дружины «Спас». Мы как раз относимся к казачьей дружине «Спас». Мы проходим правовую подготовку и боевую подготовку. Это рукопашный бой, физическая подготовка.
О. Балезина
А насколько сейчас это ребятам интересно? Вы можете в цифрах, например, рассказать?
В. Сабреков
Моё подразделение 60 человек. Как минимум, 30 человек имеют корочки народного дружинника, они все прошли курс и регулярно выходят на охрану общественного порядка. Кроме того, мы принимаем участие в охране общественного порядка на мероприятиях. Это может быть как мероприятие в университете, так и мероприятие, допустим, РПЦ. Тот же самый Великорецкий крестный ход. Мы вместе с паломниками шли до самого Великорецкого, охраняли общественный порядок в селе Великорецком, на жаре, было тяжело, но мы справились.
О. Балезина
Насколько я знают, вы участвовали в ликвидации чрезвычайной ситуации в Зуевке, которая у нас была. Если что-то можно, то расскажите про это?
В. Сабреков
Было тяжело, но мы справились. В наш центр пришли, объяснили ситуацию, и добровольцы поехали в Зуевку.
О. Балезина
Важно было наличие образования? Или просто вас уже знают как силовой отряд? Либо тут специфика тоже сыграла роль?
В. Сабреков
Подготовка в рамках нашего центра сыграла роль. То есть мы более подготовлены, чем обычный рядовой студент.
Е. Симбирских
Не только. Я думаю, ещё и специфика профессиональная сыграла роль, потому что вы знаете сельское хозяйство, вы знаете птицеводство. Поэтому, конечно, обращение нашего Министерства сельского хозяйства, Управления ветеринарии в наш университет было не случайным. Ребята знают, как себя вести в этих ситуациях.
О. Балезина
Елена Сергеевна, вы заявляли не так давно о намерении создать военную кафедру, но они сейчас называться по-другому будут в России. Получается, что Военно-патриотический центр вам будет в помощь?
Е. Симбирских
Я бы даже сказала, что это как раз та основа, которая и послужила толчком к идее создания военно-учебного центра и сейчас является хорошим флагманом в рамках утверждения этого проекта на базе Министерства обороны РФ. Потому что решение принимает Министерство обороны. Буквально на прошлой неделе у нас была комиссия в регионе. Они определялись с возможностью реализации проекта создания военно-учебного центра, смотрели базу, познакомились с работой ребят, посетили нашу конеферму, где мы показали, как ребята осваивают технологию владения конными навыками кавалерийской подготовки.
О. Балезина
Расскажите о кавалерийской подготовке.
В. Сабреков
Кавалерийская подготовка - это работа с лошадками, уход за ними, верховая езда, фланкировка шашкой, даже двумя, рукопашный бой, правовая подготовка. В конце правовой и физической подготовки мы получаем корочки народных дружинников, то есть мы сдаём экзамен. Далее казачьи традиции, небольшой казачий элемент всё-таки присутствует в центре. Воспитание молодёжи - мы выезжаем в школы и проводим для детей военно-патриотические игры, например, «Зарница». Большинство ребят-курсантов - это религиозные люди, поэтому мы посещаем мероприятия, связанные с православными традициями.
Е. Симбирских
Я хочу добавить, что мы очень тесно сейчас сотрудничаем с нашей Епархией. Я очень благодарна Владыке Марку, который организовал нам эту работу и благословил нас на совместные мероприятия, поэтому мы регулярно проводим мероприятия. Сейчас даже открываем свою небольшую приуниверситетскую церковь. У нас совместный проект с Епархией, мы уже сделали ремонт, закупили основное оборудование. Очень надеемся, что в конце этого года либо в начале 2022 года мы совместно откроем эту церковь.
О. Балезина
Я уверена, что у вас ещё много поводов, из-за которых у меня будут расширяться глаза. Все видят, насколько я удивляюсь вещам, которые происходят в вузе, о которых пока ещё мы не знаем. Но я думаю, что вы очень скоро придёте и нам расскажете. Спасибо! У нас в гостях были руководитель Военно-патриотического центра Владислав Сабреков, директор Центра непрерывного образования Никита Рачеев, председатель профсоюзного комитета студентов Вятского ГАТУ Кирилл Секерин, ректор Елена Симбирских. Спасибо вам всем!