09:00, 17 марта 2022
Полезный город от 17.03.22
Время выхода в эфир: 09:00, 17 марта 2022
1908
0
Ведущие: Ольга Балезина
День открытых дверей в ВятГАТУ. 

В гостях - ректор Вятского государственного агротехнологического университета Елена Симбирских

***

О. Балезина

Добрый день, у микрофона Ольга Балезина. Мне приятно приветствовать у нас в гостях ректора Вятского государственного агротехнологического университета Елену Симбирских. Здравствуйте!

Е. Симбирских

Добрый день!

О. Балезина

Сегодня мы говорим о приёмной кампании на следующий год. Здесь ничего не меняется, сроки, всё происходит. И вот уже 19 марта в ВятГАТУ день открытых дверей, первая его часть. И вторая ещё будет 2 апреля. Расскажите, почему такая форма, и что ждёт в первый и во второй день открытых дверей абитуриентов?

Е. Симбирских

Мы в течение трёх лет столкнулись с проблемами.  Первая - очного общения с абитуриентами в связи с ковидной ситуацией, которая существует в мире. Поэтому формат онлайн-проведения мероприятий у нас был введён два года назад и достаточно хорошо себя оправдал, поскольку даёт возможность участвовать в мероприятии абитуриентам, их родителям, и не только родителям, но и родственникам  практически из каждой точки не только нашей страны, но и мира, возможность познакомиться с правилами приёма, с количеством бюджетных мест, с особенностями образовательного процесса в нашем университете, задать вопросы нашим руководителям,  деканам, ректору, проректорам. 

О. Балезина

Все персонажи будут?

Е. Симбирских

Да, все персонажи будут: руководители структурных подразделений, научных, студенческих активностей. То есть этот формат как раз расширяет возможности коммуникации и снимает практически все границы, поэтому в этом году, несмотря на то, что уже таких сильных ограничений нет по проведению мероприятий, мы решили всё-таки формат онлайн сохранить и провести его первым этапом. А вторая часть предоставляет возможность познакомиться уже воочию с университетом - это очное посещение нашего университета абитуриентами и родителями, если их заинтересовал вуз.  Потому что, я всё равно считаю, почувствовать атмосферу университета, твоё это, не твоё, родное, не родное, можно только посетив сам вуз и пройдя по лестницам, зайдя в аудитории, пообщавшись с преподавателями, с деканами. Мы ещё и во второй части продумали разного рода квесты, викторины. То есть это даёт возможность ребятам уже погрузиться в профессию и почувствовать себя, например, агрономом, или экономистом, или инженером, выполнив задания, посидев в комбайне или тракторе, заведя его даже.  

О. Балезина

Я не абитуриент, но я бы пришла посидеть в комбайне, любопытно. 

Е. Симбирских

Поэтому  я очень надеюсь, что эта вторая часть, более близкая, она поможет составить более полное представление о вузе и о самой профессии.
 
О. Балезина

Интересен в плане расширения географии этот онлайн, когда-то был вынужденный, а теперь очень полезный. Можете ли рассказать о географии ваших и абитуриентов, и студентов? Я так понимаю, действительно, это не только Киров и районы, когда сложно приехать, но и могут быть другие города,  а то и страны?
 
Е. Симбирских

Страны, само собой, потому что мы с каждым годом наращиваем международную деятельность, и к нам поступают абитуриенты, конечно же, из стран и дальнего, и ближнего зарубежья. Я надеюсь, что в этом году у нас аналогичная ситуация сохранится: ребята всё-таки будут иметь возможность поступить в наш университет и приехать в нашу страну. Если говорить про Россию и российских абитуриентов, то, конечно, это не только Киров и Кировская область, хотя, конечно, порядка где-то 60% - это абитуриенты и студенты из города Кирова и Кировской области. 

О. Балезина

Я думала, в кировском вузе кировских студентов гораздо больше, чем 60%.
 
Е. Симбирских

У нас достаточно большое число абитуриентов из близлежащих районов - это уже Приволжский федеральный округ, Сибирь.  Ребята приезжают с Пермского края, очень активно к нам поступают из Республики Коми, из Удмуртии. Есть даже ребята, которые приезжают из Нижнего Новгорода и Казани, несмотря на то, что наши ребята уезжают наоборот туда. В прошлом году был студент из Москвы, который целенаправленно поступил к нам в университет, у него были здесь корни, то есть он считает Кировскую область всё равно такой своей малой родиной. Потом у нас есть очень интересные специфические профессии. Я уже неоднократно рассказывала о направлении «Охотоведение», которое представлено на данный момент полноценно в двух вузах - это Иркутский государственный аграрный университет, наш Вятский государственный агротехнологический университет, причём школа охотоведов потомственная, более 50-и лет данному факультету. 

О. Балезина

А молодым людям интересно это направление?

Е. Симбирских

Да, интересно, и как раз туда приходят абитуриенты из потомственных профессиональных сообществ, то есть когда папа, дедушка были охотоведами, и они ему говорят: «Если ты хочешь получить хорошее образование, ты должен как раз отучиться в Вятском государственном агротехнологическом университете». Ребята такие приезжают, целенаправленно учатся, потом уезжают домой и там уже работают в рамках собственного бизнеса либо в государственных структурах. Поэтому география очень широкая наших абитуриентов и студентов.  Даже опыт прошлых ближайших лет, когда была ковидная ситуация, мы не заметили того, что наша география как-то сузилась. Я очень надеюсь, что в этом году будет такая же ситуация. 

О. Балезина

А иностранцев какие направления обучения привлекают? 

Е. Симбирских

Вы знаете, я не могу даже сказать, что где-то больше учится на каком-то направлении иностранцев, а где-то меньше. Они как-то у нас очень равномерно распределяются по факультетам. Может быть, из-за того, что, как правило, иностранные абитуриенты проходят ещё обучение русскому языку.  Два года, которые они находятся в нашем университете, изучают русский язык  и только после этого уже поступают на профессиональные направления. В рамках этого обучения русскому языку они много общаются с нашими деканами и, погружаясь в те возможности, которые им может дать будущая профессия, будущая специальность за рубежом уже при трудоустройстве,  выбирают абсолютно разные направления. То есть это и ветеринары, это и агрономы, это и инженеры, и экономисты, и зоотехники, даже экологи есть ребята, которые поступают на направления «Экология», «Биология» и заканчивают. Я не могу сказать, что есть какие-то предпочтения у иностранцев. 

О. Балезина

А вообще в целом, я сейчас услышала слово «экология», и у молодых людей сейчас это более важная для них вещь, чем для предыдущих поколений. Чувствуете ли вы какой-то особый интерес к этому направлению?

Е. Симбирских

Если я скажу, что чувствую, то я, наверное, слукавлю всё-таки. Самый большой конкурс у нас - это на направление «Ветеринария» и на инженерное направление.

О. Балезина

Я не удивлена по поводу ветеринарии, потому что когда я прихожу в ветклинику со своими питомцами, мне очень приятно видеть молодых, и, скорее всего, это выпускники ваши. 

Е. Симбирских

Да, большинство, я тоже так думаю, специалистов в ветеринарных клиниках, в хозяйствах, это наши специалисты, нашего университета, хотя есть, конечно,  ветеринарная академия в Казани, и оттуда тоже приезжают специалисты, работают, но я думаю, что 90% - это выпускники нашего университета. Школа ветеринарная - она основополагающая исторически. В 1931 году, когда был создан на Вятке институт сельскохозяйственный, он как раз назывался зооветеринарный. Поэтому экология, конечно, интересное, перспективное направление. Но в основном экологи - это специалисты государственных служб. Мы должны это понимать. Хотя, конечно, сейчас на бизнес-предприятиях введены ставки экологов, но, как правило, зарплаты всё равно у этих людей не очень высокие, и туда, конечно, идут дети в основном по призванию, которые любят природу, биологию. Проблема-то в том ещё, что когда они сдают ЕГЭ, они должны понимать, что они должны выбрать биологию при сдаче ЕГЭ. Это тоже определённая сложность, потому что не все ребята выбирают биологию, особенно ребята из сельских школ, где всё-таки есть проблема ещё и с учителями. 

О. Балезина

Что касается ваших цифр и планов по приёму. Где вы наращиваете, как-то перераспределяете цифры? Вообще сколько на следующий год готовы взять на бюджет и внебюджет?

Е. Симбирских

У нас порядка 600 мест бюджетных в этом году. Я не могу сказать, что это много или мало, но это на уровне прошлого года. При перераспределении этих цифр в сравнении с прошлыми годами мы усилили направления «Магистратура» и «Аспирантура». Для нас это важно, потому что это кадровый научно-педагогический потенциал, который мы в дальнейшем планируем оставить в университете. Абитуриенты, которые хотят продолжить научную карьеру, педагогическую карьеру в высшей школе, мы приглашаем вас в наш университет, мы заинтересованы в творческих и компетентных кадрах, которые могли бы в дальнейшем работать уже в нашем университете и развивать аграрную науку и наш регион. Если говорить про ещё одну такую специфическую особенность этого приёма, мы в этом году значительно расширили уровень СПО - среднее профессиональное образование.  У нас при университете появился свой колледж. В этом году бюджетных мест там не так много - это 70 бюджетных мест. 

О. Балезина

Это первый набор, получается?

Е. Симбирских

Это первый бюджетный набор. В прошлом году мы проводили на внебюджетной основе. В этом году это первый набор, когда у нас есть 70 бюджетных мест. 

О. Балезина

Так, давайте расскажем молодым людям. 

Е. Симбирских

Причём направление у нас пока только одно - это «Экономика», экономическое направление, но мы лицензировали ещё по каждому практически факультету, для того чтобы выстроить эту систему непрерывности подготовки кадров. Надеемся, что на следующий год у нас будут представлены уже практически все профильные специальности, направления в соответствии с высшим образованием.  В этом году мы очень надеемся, что ребята-девятиклассники в рамках своего выбора остановятся именно на нашем колледже. В чём наше преимущество? Преимущество в том, что обучение в колледже проходит в стенах самого университета. Мы не выделяем в рамках образовательного процесса отдельное здание или территорию для обучения этих ребят, они учатся вместе со студентами высшей школы. Это даёт возможность уже на более раннем уровне погрузиться и в профессиональную деятельность, и в жизнь самого университета, адаптироваться легче, понять дальнейшую траекторию своего развития уже в рамках высшей школы. 

О. Балезина

Когда я училась, экономическое направление в сельхозуниверситете, в сельхозакадемии тоже считалось сильным. 

Е. Симбирских

Оно не просто сильное, это, по сути дела, школа-прародительница всех экономических школ нашего региона, потому что первый экономический факультет и кафедра экономическая возникли именно в нашем университете. Это тоже было порядка 50-и лет назад. Мы гордимся тем, что четыре министра Правительства Кировской области - это выпускники нашего Вятского государственного агротехнологического университета, именно экономического факультета.

О. Балезина

Действующих?

Е. Симбирских

Действующих министра. Причём если мы говорим по профилю экономическому, Наталья Кряжева и Маковеева Лариса Александровна - это тоже выпускницы нашего университета экономического факультета. 

О. Балезина

Люди, которые все деньги области держат  в своих руках буквально. 

Е. Симбирских

Поэтому мы гордимся, конечно, ими, постоянно находимся с ними в контакте, приглашаем их на встречи с нашими студентами. Они приходят в том числе и на дни открытых дверей, таким образом позиционируя экономическое образование в нашем университете.
 
О. Балезина

Потому, наверное, и с экономики вы начали в колледже?

Е. Симбирских

Да, скорее всего, наверное, это послужило, плюс в университете было открыто направление среднего профессионального образования по экономике, но на базе 11-и классов. То есть задел такой был определённый. Но в прошлом году мы поняли, что нужно переориентироваться и всё-таки уходить в сторону раннего обучения, именно на базе 9-и классов, поэтому была поставлена задача лицензировать это направление и дальше развивать. 

О. Балезина

Если говорить про приём на высшее образование, мы сказали про бюджет 600 мест, а внебюджетных сколько?

Е. Симбирских

Порядка 1500 внебюджетных мест. Возможность поступить есть в университет, тем более что стоимость обучения у нас невысокая по сравнению с другими вузами, порядка где-то 100-115 тысяч в год, по разным направлениям разная стоимость. Это очная форма обучения. Порядка 30 тысяч - это заочная форма. Плюс ещё один бонус - только у аграрных университетов снижены баллы ЕГЭ по математике, 27 баллов, так как у вузов, подведомственных Министерству образования и науки, он держится на уровне 35 баллов. Поэтому ребята, которых постигла, например, неудача при сдаче математики, они имеют возможность поступить к нам. Конечно, если только не ниже 27-и. Есть такой у них небольшой бонус. Приглашаем ребят, потому что, конечно, математика очень важна для наших абитуриентов и студентов, но, тем не менее, работая в сельском хозяйстве, для нас важно знание биологии, это один из профильных предметов. 

О. Балезина

На что бы вы  рекомендовали ориентироваться абитуриентам, ведь всё-таки, наверное, не на баллы по математике при выборе своего дальнейшего пути?

Е. Симбирских

Я бы посоветовала послушать своё сердце. Я сама так в своё время выбирала профессию и сейчас понимаю, что я сделала правильно, потому что мы выбираем профессию не на один день, мы выбираем её на всю жизнь. Даже знаете, бывает так, что в семейной жизни люди расходятся, профессию тоже можно, конечно, поменять. 

О. Балезина

Но и сейчас говорят, что модно «скилы»,  «переориентироваться», «нужно быть пластичным, подстраиваться под все перемены»… 

Е. Симбирских

Я, знаете, не совсем придерживаюсь этой позиции. Объясню, почему не совсем. Я не говорю, что отрицаю, нет. Да, я говорю, что сейчас студенты и выпускники должны быть пластичными. У них действительно должны быть компетенции soft skills . Однозначно должны быть. Но эта пластичность всё равно должна быть в рамках какого-то основного направления, потому что если ты начинаешь работать зоотехником, например, выбрал профессию зоотехника или ветврача, ветврач может получить дополнительные компетенции зоотехника, это только расширит его профессионализм. Он может получить компетентность инженера. Это опять-таки только расширит его возможности на рынке трудоустройства. Но полностью переориентироваться и, например, стать врачом, медиком, который бы лечил человека, будет сложнее. Или стать поэтом, имея компетенции ветврача. 

О. Балезина

Но мы знаем такие примеры. 

Е. Симбирских

Есть примеры, я согласна, потому что, конечно же, бывают исключения, и эти исключения связаны с определёнными талантами. В этом случае, я говорю, прислушайтесь к своему сердцу, что вам нравится, попробуйте своими руками. Почему мы и оставили второй этап, чтобы ребята пришли и погрузились в профессиональные квесты, в профессиональные задания и почувствовали себя немножко уже в будущей профессии, чтобы понимать, стоит ли поступать на это направление или нет, смогу ли я в дальнейшем самореализоваться, нравится ли мне это. Потому что, есть хорошая пословица, человек должен идти на работу с хорошим настроением и уходить с работы тоже с хорошим настроением. Другого не может быть, только в этом случае мы будем расти в рамках этой профессии, только в этом случае мы можем полноценно самореализоваться. У меня был свой интересный профессиональный путь. То есть я готовилась в медицинский университет, но на этапе как раз поступления, тогда у нас не было возможности подать документы в несколько вузов…

О. Балезина

Счастливые нынешние абитуриенты.

Е. Симбирских

Я, проехав со своей мамой тогда по нескольким медицинским вузам, не знаю почему, как по зову сердца,  сказала: «Я не буду поступать в медицинский университет, мам, я не хочу, я хочу быть химиком, учителем химии».
 
О. Балезина

Вовремя вы где-то себя услышали. 

Е. Симбирских

Да, и поступила в педагогический институт на направление «Химия и биология», закончила его с отличием. Затем встал вопрос поступления в аспирантуру. Поскольку у меня уже была семья, был ребёнок, я понимала, что далеко уехать из города я не могу, в нашем городе не было, к сожалению, аспирантуры по педагогике, то я выбрала аграрный университет, поступила туда в аспирантуру, занималась исследованием по теме «Влияние селена на сельскохозяйственных животных». То есть это опять какая-то была химическая составляющая, которая была мне интереса. Закончив, стала работать на кафедре химии в этом же университете, прошла путь от ассистента до заведующего кафедрой, потом стала проректором по непрерывному образованию. В рамках этого профессионального пути я опять погрузилась в педагогику, поэтому докторская у меня была защищена по педагогике. А уже в рамках работы в должности проректора по непрерывному образованию организовала работу со школами, с работодателями, с колледжами.

По такой системе непрерывного аграрного образования было проведено объединение нескольких вузов и колледжей в городе. Город получил статус наукограда. Это была история, которая очень хорошо расширяла мои профессиональные компетенции и в рамках педагогики,  и в рамках сельскохозяйственного образования. Получается, что сейчас, уже работая руководителем вуза, я имею практически все компетенции: компетенции, касающиеся сельского хозяйства, и компетенции, которые нужны руководителю любой образовательной организации, это компетенции в сфере высшего, профессионального и общего образования, поскольку базовое образование учитель. Поэтому ребятам ещё раз говорю, когда они поступают, слушайте сердце, оно вам подскажет. Попробуйте себя в рамках одного профмастера, другого профмастера, то есть попробуйте себя и поймите, что вам ближе. И только на основании этого уже делайте выводы, поступайте, а дальше пробуйте себя. То есть когда вы поступили, попробуйте себя рядом в рамках какого-то направления, повысьте свою квалификацию, сейчас вузы очень много предлагают программ дополнительного образования для студентов. 

О. Балезина

А с дальнейшими шагами, с трудоустройством?

Е. Симбирских

Трудоустройство - это ещё одна очень интересная, важная тема, потому что сейчас и родители, и сами ребята понимают, что всё-таки учимся мы не для того, чтобы всю жизнь учиться, хотя это тоже важно, но и для того, чтобы получать определённые блага от своей профессии, трудоустроившись на конкретных предприятиях, на конкретных рабочих местах. Что касается трудоустройства, я бы ребятам-абитуриентам посоветовала задуматься о целевом обучении, потому что сейчас очень много возможностей заключения целевых договоров. У нас больше 250-и сейчас предприятий, которые выступают нашими партнёрами и в рамках образовательного процесса, и в рамках трудоустройства. Причём практически все предлагают хорошие социальные пакеты, то есть они предлагают возможности проживания в том районе или регионе. 

О. Балезина

С ними как-то ещё задружиться надо для этого. 

Е. Симбирских

Мы их приглашаем и на дни открытых дверей, на ярмарки вакансий, на встречи со студентами в рамках образовательного процесса, они у нас участвуют в учебном процессе, читают лекции, ведут практические занятия. Регулярно устраиваем такие мероприятия, как «Диалог на равных», где руководители или представители той или иной организации или предприятия выступают перед студентами, рассказывают о возможностях своих предприятий, в том числе и карьерных возможностях для наших выпускников. Поэтому возможности познакомиться и дать контакты у нас есть.
 
О. Балезина

Я ещё от себя скажу абитуриентам, что можно заглянуть на сайт www.vgsha.info. Можно просто не читать, открывать раздел «Новости», там вы ещё узнаете, что вне учёбы происходит, буквально прямо сейчас там:  хоккей, интеллектуальные игры, конкурсы, бесплатные путешествия. Всё это очень интересно. Инвестиции в образование - это лучшее. Ну и годы, мне кажется, будут интересными и хорошими. 

Е. Симбирских

Мы стараемся создать все условия для наших ребят и для развития их творческого потенциала в том числе. 

О. Балезина

И ещё раз: 19 марта онлайн-брифинг с 11 часов, и 2 апреля очно приходите в главное здание.
 
Е. Симбирских

Мы приглашаем всех абитуриентов, родителей, родственников. Двери наши открыты, поэтому будем вас ждать. 

О. Балезина

Спасибо. У нас была в гостях ректор Вятского государственного агротехнологического университета Елена Симбирских.

Е. Симбирских

Спасибо, до свидания!