13:06, 06 февраля 2019
Особое мнение Романа Титова от 06.02.19
Время выхода в эфир: 13:06, 06 февраля 2019
3396
0
Гости: Роман Титов
Ведущие: Анна Лапшина

А. Лапшина


- В Кирове 13-06, это программа «Особое мнение», я, Анна Лапшина, приветствую слушателей. Говорю «здравствуйте» гостю нашей студии Роману Титову, вице-спикеру ОЗС координатору проекта «Чистая страна» в Кировской области. Что это за проект, мы поговорим сейчас чуть более подробно. Роман, добрый день.

Р. Титов


- Здравствуйте. Приветствую всех в нашем заснеженном, но белом и красивом городе. Не могу не отметить, что в этом году коммунадльщшики менее активно используют соль и песок, так надоевшие всем, и благодаря переходу на реагенты наш город необычно чист в эти февральские дни.


А. Лапшина


- Я напоминаю слушателям, что можно участвовать в нашем эфире посредством сайта echokirova.ru. Через форму анонса вы можете задавать вопросы нашему гостю, а мы приступаем к нашей программе и начинаем, естественно, с темы мусора. Темы последних месяцев, которая обсуждается не только в нашем эфире, но и в других СМИ, в разговорах. Мало того, люди уже начали выходить на митинги против мусорной реформы, за сохранение экологии. Об этом мы тоже чуть позже поговорим. Но сначала давайте поясним, что это за проект «Чистая страна».


Р. Титов


- Это новый федеральный проект, который возглавляет руководитель профильного комитета Госдумы, комитета по экологии, Владимир Владимирович Бурматов. К проекту, хотя он был инициирован не так давно, буквально в начале зимы, уже присоединилось порядка 500 российских экологических организаций. Поддержка проекта очень большая. Его главная цель — независимый общественный мониторинг хода реализации мусорной реформы. Вопрос не только в выявлении свалок, чем эффективно занимается тот же ОНФ, вопрос в комплексном подходе к мониторингу реализации нацпроекта «Экология». То есть не только мусорная реформа, это и рекультивация свалок, полигонов, которые нам достались, это очистка рек, это другие экологические инициативы. Вчера было приятно, был первый селектор по реализации проекта в регионах, в нем принял участие, помимо руководителя проекта, и министр природных ресурсов и экологии господин Кобылкин. И его вновь назначенный заместитель господин Логинов, который курирует мусорную реформу. Сразу по диалогу было понятно, что оценки федералами реализации реформы в регионах уже до начала полноценного мониторинга далеки от пятибальных. О конкретике расскажу в процессе. Больше всего вчера досталось тем регионам, которые все же не перешли на новую систему отношений в сфере ТКО.


А. Лапшина


- Много таких регионов?


Р. Титов


- По-моему порядка 16. Вчера на связь вызывали Ленинградскую область, Ставрополье, ряд национальных территорий, Республику Чечня, например. В ходе разговора вдруг выяснялось, что причины, которые субъект называет в оправдание, мягко говоря не бьют. Ленинградская область. Оператор, понятно кто, есть. Полигоны есть. Люди говорят: ну мы захотели взять немножко времени, чтобы где-то что-то дооснастить, доналадить.


А. Лапшина


- Может, они правы? Вместо того, чтобы нахрапом, бегом все делать?


Р. Титов


- Вопрос в другом. В ряде регионов мусорная реформа была отложена специально. Либо на конкурс зашел регоператор, который кого-то не устроил. Либо идут какие-то разборки. А ряд регионов перед Новым годом (их тоже понять можно) резко снизил ниже обоснованных уже утвержденные тарифы на услуги регоператора, операторы просто оказались работать на территории этих регионов. Причины разные. Но больше досталось тем, кто не перешел, чем кто не перешел на новую систему. Интересные цифры звучали. Было проведено социологическое исследование. 80% опрошенных по все субъектам РФ абсолютно не проинформированы. Несмотря на это нас заверяют, что идет каждодневная информационная работа, люди не проинформированы о том, что произошло 1 января, какие будут платежки. Люди не знают, что за это надо платить. Это показывает неудовлетворительную работу на местах по ходу реализации этой реформы. Мы эту работу взяли на контроль, уже отправили письма региональному оператору. Получили ответ. Мы хотим принимать участие (активисты проекта «Чистая страна», общественники) в тех встречах с населением, которые проводятся на местах. Чтобы понять, проводятся ли они, как население реагирует и как его слышит тот же региональный оператор. Очень важны момент, на котором вчера акцентировали внимание и министр природных ресурсов, и руководитель проекта «Чистая страна» Бурматов, это недопущение двойной оплаты за мусор. Был проведен мониторинг пока по 45 субъектам РФ (Кировской области в их числе не было, потому что платежки за мусор еще не поступили населению), в 22 выявлены факты двойной оплаты. То есть и платы за содержание общего имущества в многоквартирном доме мусор не убрали и платежку за мусор еще отдельно принесли. Уровень риторики, который был вчера на селекторе (а на нем присутствовали представители курирующие замы губернаторов, министры) был такой: ребята, в кратчайшие сроки собрать информацию по всем УК на предмет, обманывают они население или нет? Конечно, часть платы за мусор в этой платежке все равно останется. Потому что у нас содержание контейнерной площадки во дворе останется в ведении УК. Но в остальном эта плата должна снизиться. Если в Кирове мы платили с квадратного метра 3-3,5 рубля, это была скрытая плата.


А. Лапшина


- Она была в строчке за ремонт и содержание жилья.


Р. Титов


- Рубль должен, может быть, остаться, но 2-2,5 рубля должны уйти. Сразу вчера в ходе обсуждения мы столкнулись с тем, что сложно это промониторить. Казалось бы, должна этим заняться Госжилинспекция. Но у нас такое жесткое законодательство о проверках, что ГЖИ может действовать только по заявлению граждан. То есть если ГЖИ вдруг начнет массово проверять управляющие компании, будут обращения в прокуратуру и проверки будут признаны необоснованными. Поэтому мы продумываем с коллегами по проекту, как организовать сбор информации от населения. Нужно всего 2 квитанции: декабрьская и январская. По ним сразу будет видно, ушла ли плата.


А. Лапшина


- Тут сразу же, раз речь идет о жителях и несколько дней остается до момента, когда нам всем эти квитанции принесут: от людей что-то требуется? Они должны взять декабрьскую квитанцию в руки, январскую, посмотреть, какая плата была за текущий ремонт. Если эта плата не изменилось в сторону уменьшения, они куда-то должны позвонить и сообщить?


Р. Титов


- В ближайшие дни мы в СМИ разместим телефоны прямой линии, по которой можно с этой информацией обращаться. Только один акцент: если по Кирову эта схема работает на 1090%, то по районам были дома, где плата за мусор не была в договоре управления, а была в отдельной кавитации. Заключался отдельный договор с мусорщиками. Но это уже мы разберемся, когда люди нам будут присылать свои платежки. Мы проведем мониторинг на основе этого. Соответственно, федеральное руководство министерства сказало, что с теми регионами и УК, которые вопреки закону плату за содержание не уменьшат, будет предельно жесткий разговор в том числе с мерами прокурорского реагирования.

А. Лапшина

- От людей что-то требуется? То есть ,они должны взять в руки январскую, декабрьскую квитанции и посмотреть, какая плата была за содержание и текущий ремонт в январе, декабре, и если эта плата не изменилась в сторону уменьшения, то они куда-то должны сообщить об этом?

Р. Титов

- Да, в ближайшее время мы в СМИ разместим информацию о контактных телефонах прямой линии по которой можно с этой информацией обращаться. Но здесь важен один акцент: если по Кирову эта схема работает на 100%, то по районам были дома, в которых плата за мусор не была в договоре. Заключался отдельный договор с мусорщиками. Ну это уже мы разберемся, когда люди будут присылать свои платежки. На основе этого проведем мониторинг. Федеральное руководство министерства рассказало, что с теми регионами, с теми УК, которые вопреки закону, плату за содержание не уменьшат, будет предельно жесткий разговор. В том числе с мерами прокурорского реагирования. Это объективная обязанность, а не право УК снизить плату за содержание общего имущества. Мы эту тему поднимали в эфире в новом году, администрация города Кирова для домов, которые находятся либо без управления, либо под муниципальным управлением, она уже соответствующее решение приняла. То есть, город здесь пошел впереди всех, и в декабре уже этот норматив вывели. Сейчас посмотрим, как отработали по этой схеме другие муниципалитеты. А если будут выявлены факты нарушения, а я думаю, что они будут выявлены массово, будем работать с прокуратурой. Но без инициативного обращения, по 75 кировским УК мы вряд ли соберем информацию. Добровольно они ее не дадут.

А. Лапшина

- Да, ребята, мы тут не изменили плату, приходите и наказывайте нас.

Р. Титов

- Более того, некоторые пытаются проводить собрание даже увеличивая эту плату. Попытки такие были. Они говорят, мусор уйдет, но там ремонт подорожал, еще что-то, и людей разводят на рост квартплат, хотя точно должны снижать.

А. Лапшина

- Я так понимаю, что на вчерашнем селекторе поднимались еще вопросы, связанные не только с изменением контроля, но и с изменением тарифа.

Р. Титов

- Вопрос двойной даже, потому что вопрос тарифа - не вопрос платы граждан. Тариф утверждается на кубометр, а дальше исходя из нормативов, пересчитывается для граждан, разных видов предприятий и организаций. Коллеги из проекта "Чистая страна" провели мониторинг по всем субъектам, включая Кировскую область, и выявили интересные вещи, что эти нормативы, на которые умножается тариф и делится на 12 месяцев, получая ежемесячную плату, по бизнесу, и соцсфере (библиотеки, поликлиники, ДК) норматив по разным субъектам отличается в 500 раз. Берем самое низкое значение в субъекте РФ и самое высокое по этому же виду предприятий. Нормативы накопления, которые влияют на оплату граждан, от региона к региону отличаются в 20-30 раз. Возникает странное ощущение, что у нас жители одного региона мусорят в 20 раз больше или меньше, чем жители другого региона.

А. Лапшина

- А посетители соцучреждений в 500 раз больше мусорят.

Р. Титов

- Это просто какая-то вопиющая история, потому что у нас есть норматив по стадионам, который считается с места, но мы прекрасно понимаем, что многие стадионы зимой не работают. Откуда там взялись космические нормативы? Могу сказать, они взялись во многих регионах методом пол-палец-потолок. То есть, взяли сравнили у соседей, поделили, помножили, получили норматив. Хотя, обязаны были провести исследования. Реально определить, сколько этого мусора образуется по разным видам хозяйствующих субъектов. В итоге получаем, что бизнес и предприятия культуры вынуждены выходить на тяжелые переговоры с регоператором, договариваться об уменьшении платы. Если вернуться к тарифу, что уже сделано коллегами по проекту "Чистая страна" обращение в Генпрокуратуру РФ с просьбой проверить обоснованность формирования тарифов на ТКО во всех субъектах. Мы и так ждем проверку ФАС, которая будет проверять сразу законность утверждения тарифа на ТКО в области и тарифы ТПлюс. Потому что есть факты введения в тариф необоснованных затрат регоператора, всякая химия, которая позволяет увеличить нагрузку на население.

А. Лапшина

- Пока по Кировской области конкретики нет?

Р. Титов

- Пока нет. Те материалы, которые имеются в нашем распоряжении не позволяют об обоснованности или не обоснованности. Думаю информацию мы с коллегами общественниками получим сразу после начала работы при регоператоре группы общественного контроля. Первый вопрос для нее Юрий Львович Шлемензон предложил как раз по обоснованности формирования тарифа.

А. Лапшина

- Когда результаты мы получим?

Р. Титов

- В начале марта.

А. Лапшина

- До марта ничего не меняется, мы платим по тем платежкам, которые нам скоро принесут?

Р. Титов

- Да.

А. Лапшина

- Что возможно потом. У нас в регионе идут разговоры о том, что схема оплаты для населения будет пересмотрена. В Кирове и Кирово-Чепецке - с квадратного метра, в районах - с человека. Некоторые регионы меняют эту систему.

Р. Титов

 - Вопрос в том, что такие замены туда-сюда возможны тогда, когда нет абсолютной 100% уверенности в обоснованности либо того, либо другого тарифа. Очень правильные мысли начали звучать из федерального министерства природных ресурсов, точнее первым их озвучил первый зампред правительства Гордеев, это необходимость постепенно отказаться от людей или квадратов, тонн кубометров или еще чего-то, и перейти к оплате ТКО по факту. Вчера на совещании эта тема тоже прозвучала. В течение месяца федералы подготовят нормативную базу, которая позволит, пока на рассмотрение регионов еще один вид оплаты - сколько образовали, столько заплатили. Конечно, возникает вопрос, а в чем мерить. Единицы, как я уже сказал, разные. У одних кубометр весит 200 кг, у других - 250 кг. Я надеюсь министерство разработает всю нормативку, и приведет всю отрасль к единому знаменателю. Сам встречался с населением в Порошино, Слободского - люди за факт. Они прекрасно понимают, что в случае фактов, это будет не вызывающая вопросов форма оплаты. Еще один интересный момент звучал. Точнее, были озвучены показатели, что к 2024 году 36% отходов должны утилизироваться и 60% - обрабатываться, то есть, заходить на мусоросортировочные заводы. Для этого планируют построить 95 комплексов по уничтожению, разные там термо, химические, иные формы и 200 сортировок планируется построить на средства федерального бюджета. Давайте, честно признаем, наша территориальная схема абсолютно заточена под полигоны.

Р. Титов


- Наша территориальная схема абсолютно заточена под полигоны, то есть под захоронение.


А. Лапшина


- Переработки пока не подразумевается?


Р. Титов


- Это так-то неправильно и к лету мы должны привести терсхему в соответствие с требованиями закона и провести широкие общественные слушания. И раздельный сбор в этой терсхеме должен появиться. Федеральное министерство пока робко говорит, что отходы должны сортироваться на две фракции: «мокрые» - пищевой мусор, домашние остатки пищи и сухие — те, которые должны идти на переработку, - пэт-тара, стекло, картон, упаковка. Так вот по самой пессимистичной оценке министерства, для людей, которые сортируют, должна уйти из тарифа составляющая за негативное воздействие на окружающую среду, а как максимум, и об этом тоже говорил курирующий вице-премьер, должны вообще бесплатно собирать эти отходы у населения, поскольку они пойдут в переработку и дадут деньги.


А. Лапшина


- Я вообще не могу пока себе представить, как будет отстроена эта схема.


Р. Титов


- Очень просто. ТСЖ принимает решение общим собранием, что переходит на раздельный сбор. Во дворе появляются 2 вида контейнеров. Соответственно «мокрые» отходы оплачиваются по полному тарифу, «сухие» - либо в меньшем объеме или вообще не оплачиваются, так как идут в переработку. Правда, у нас на территории области пока нет переработки, но речь идет о долгосрочной перспективе. Казалось бы, долгосрочной. Но в течение года, и это прямое указание федерального центра, регионы должны переходить на раздельный сбор по двум фракциям.


А. Лапшина


- В таком случае не представляю, как это будет. У нас везде поставили одинаковые совершенно контейнеры. На них бумажки что ли приклеят, что здесь такой-то мусор, а здесь — такой-то? Как это будет?


Р. Титов


- Я думаю, что организацией этой будет заниматься вновь созданная федеральная экологическая компания, так называемый федеральный оператор, который будет координировать переход на раздельный сбор отходов в России. И через нее будут идти определенные финансовые трансферты на оборудование площадок, на строительство предприятий этой отрасли и за ним будет контролирующая функция за реализацией терсхемы и работой региональных операторов. То есть в течение двух ближайших недель этот орган будет полноценно учрежден и начнет работать. Конечно, когда мы сидели с коллегам из регионального правительства на этом селекторе, у них было много вопросов, недоумения, негодования. Но я считаю, задачи поставлены, надо их реализовывать, потому что плата для населения в этом случае должна снизиться.


А. Лапшина


- В итоге всей этой неразберихи как бы не случилось обратного, как бы не выросла еще плата. Причину чтобы поднять, найдут. Скажут, нам надо закупать новые контейнеры, перевозить их с одного места на другое, бензин дорожает.


Р. Титов


- У нас сейчас первый период тарифного регулирования. То есть его повышение не регулируется никак. А со следующего года это будет 4%, как и на иные коммунальные услуги. И плату повысить произвольно никто не даст. Конечно, у регионов вопросы, где нам найти деньги на все это веселье. Еще в районах мы видим какой ужас по контейнерным площадкам. Муниципалитеты из веток и досок сколачивают их. Но федерация сказала, что будет помогать. Главное здесь - не прозевать и вовремя направить заявки на финансирование. Но в целом мне понравилось, что впервые на мероприятии общественном, которое было с критикой этой мусорной реформы, люди прямо руководству министерства высказывали критику, и власть ее выслушивала и даже во многих местах поддерживала. Здорово, что есть контакт, не просто будем обмениваться ударами через СМИ. Отдельные шаги и у вас, и у меня вызывают вопросы. Будем следить за итогами реализации.

Еще две коротких новости и примечания. Во-первых, регионы обязали принять законодательство о льготах для региональных льготников по оплате мусора. Могу сказать, что мы на сессии Заксобрания уже в феврале эту инициативу будем рассматривать. Эту работу мы вели с октября и льготу устанавливаем для многодетных и малообеспеченных граждан, ветеранов труда, жертв политических репрессий. Все они льготу получат, причем, как и говорили, с 1 января. Второй момент, который коллеги озвучили, просто в масть нашему региону. Напомню, сегодня в Кирове жители многоквартирных домов и жители частных домов в пригородах платят за мусор одинаково с «квадрата» жилья. Федеральное руководство четко сказало: должны быть утверждены раздельные нормативы накопления, а значит, разная плата для людей, проживающих в частном жилом фонде и в многоквартирных домах.


А. Лапшина


- Вне зависимости от того Киров это или область?


Р. Титов


- В независимости, да. Очевидно, что люди в частных домах мусор сжигают или утилизируют, у них объем этот меньше, да и вывозится там мусор реже.


А. Лапшина


- В какие сроки это произойдет?


Р. Титов


- Это должно быть сделано до конца марта. Регион должен проработать эту историю и начать ее решение.


А. Лапшина


- Не факт, что в апреле они получат какие-то новые платежки? Может быть, это все затянется?


Р. Титов


- Не факт. Но то, что это будет сделано в достаточно короткие сроки, это однозначно.


А. Лапшина


- Достаточно короткие сроки - это до конца года?


Р. Титов


- Да.


А. Лапшина

 - Ну и еще пару тем, думаю, мы успеем обсудить. Судьба большого кировского трамплина. Обсуждается с прошлой недели эта история, когда устами заместителя главы горадминистрации Ларисы Копысовой было озвучено, что трамплин придется сносить, потому что слишком дорого обойдется и его консервация, и тем более его реконструкция. Затем глава горадминистрации Илья Шульгин сказал: «Ну нет, мы все-таки подумаем». И в понедельник была встреча большая с представителями общественности и городской администрации, где решали, что делать. И, я так понимаю, решений там было принято несколько. Первое касается небольших трамплинов К-20 и К-40. На их переоборудование, содержание, ремонт средства Илья Шульгин обещал найти. Мы выяснили, что это порядка 8 миллионов рублей. А по большому трамплину вопросы остаются. Склоняются к тому, чтобы все же его законсервировать. Что вы думаете?

Р. Титов

- К своему удивлению мы услышали совершенно противоречивые высказывания. Где-то написано, что он аварийный. Где-то, что им еще можно пользоваться. Зачем вы писали, что он аварийный? На основании этого уполномочена городская администрация, чиновники начали делать заявления, что раз аварийный, давайте снесем. Зачем вы это сказали? - Чтобы привлечь внимание к теме. Привлекли внимание, мало не покажется. В итоге мы на сегодня не понимаем техническое состояние трамплина, полноценного обследования не проводилось. Лазали альпинисты, фотографировали узлы. И город готов профинансировать работы по обследованию. Если говорить о консервации, то здесь ключевая проблема в том, что его нельзя будет совсем никак использовать.

А. Лапшина

 - Даже для проведения соревнований по ледолазанию?

Р. Титов

- Да. В том-то и дело. А это у нас один из опорных спортивных видов региона. Строительство новой сосульки с ноля, это порядка 38 млн рублей, что явно выше стоимости ремонтных работ по трамплину. Поэтому сейчас уже по конкурсу независимая компания будет проводить инструментарную оценку, и с представителями общественности будет обсуждаться его дальнейшее использование. Но тут даже есть мнение, что если его отремонтировать полностью, чтоб он был пригоден для прыжков, он все равно не будет соответвовать требованиям международной федерации. Соревнования на нем все равно проводить будет нельзя.

А. Лапшина

 - А тренироваться можно?

Р. Титов

- Тренироваться можно. Но по крайней мере из-за сосульки трамплин нужно сохранить. Прыжки с трамплина не являются для региона массовым видом спорта, как бы мы не хотели.

А. Лапшина

 - Называли цифру вчера — 25 спортсменов тренируются.

Р. Титов

- На одну стоимость прыжковых лыж можно все команду оснастить беговыми. Но вопрос именно в сохранении трамплина как знакового объекта.

А. Лапшина

 - Средства на это в случае чего должен выделять городской бюджет? Или мы должны подключать региональный бюджет? Федеральные программы?

Р. Титов

- Региональный вряд. Школа муниципальная и это будет в чистом виде нецелевка. Только если организовывать какие-то перечисления в городскую казну. Звучали предложения, что есть спонсоры определенные, которые хотели бы часть объекта или весь объект взять в эксплуатацию. Когда поймем, сколько это будет стоить, тогда будут понятный и дальнейшие шаги.

А. Лапшина

 - Еще один вопрос. Административная реформа, о которой так много говорят. Разделение функций губернатора и председателя правительства Кировской области. Васильев сказал, что этого не будет в на пресс-конференции в Кирове, а в интервью РИА Новости сказал так, как будто это все же будет отдельная единица и он ее называет председателем правительства.

Р. Титов

- Я тоже удивился. Я так понимаю, что никакой глобальной реформы, просто рабочие моменты. Через законодательное собрание ничего такого пока не поступало. Но как я это понимаю —председатель будет выполнять роль руководителя глобального проектного офиса. Все министерства они будут объединены по нацпроектам, их 12. Соответственно, в ежедневном режиме должен быть человек, который будет координировать их работу. Это будет председатель правительства. Губернатор по-прежнему будет являться высшим должностным лицом региона. Будет заниматься и этой работой, и привлечением федеральных средств в Кировскую область. Я бы назвал это определенным переформатированием, а не административной реформой.

А. Лапшина

 - Т.е председатель сможет требовать с каждого министерства, каждого заместителя большего, чем может сейчас требовать первый зампред, например.

Р. Титов

 - Именно так.

А. Лапшина

- Роман Титов был у нас в Особом мнении. Это Анна Лапшина, я с вами прощаюсь.