А. Лапшина
– Гость нашей студии, это Константин Ситчихин, член общественного совета при федеральном дорожном агентстве и член рабочей группы за ремонтом и содержанием дорог. Константин, добрый день.
К. Ситчихин
– Добрый день!
А. Лапшина
– С содержания и уборки наших дорог и тротуаров мы начнем. Несмотря на перепады температур, гололёдного коллапса в Кирове не случилось в новогодние каникулы. Хотя задолго до новогодних праздников была достаточно проблемная ситуация, с которой городские власти оперативно, как мне кажется, не справились. Это мы обсуждали в нашей студии. Исправились.
К. Ситчихин
– Если говорить, что гололёдного коллапса не случилось, значит именно подрядчики, а именно управление УДПИ справились со своей задачей. Меньше людей пострадало. По крайней мере с одной хотя бы задачей справились. Как я вижу, в городе коллапс похлеще находится. Это всё, что связано со снегом, снег не вывозится. Вы посмотрите, что творится!
А. Лапшина
– В новогодние праздники снег вывозился или нет?
К. Ситчихин
– Я не заметил.
А. Лапшина
– Я вот тоже не видела. Я не знаю, может быть, я просто мало ходила по городу?
К. Ситчихин
– Опять же по информации СМИ, информации от администрации - снег вывозился! Только от церквей, вывозился там, где храмы, видать готовили к Рождеству. А больше снег ниоткуда не вывозился. Я не замечал, чтобы снег вывозился именно с дорог, его аккуратно сгребали, тем самым уменьшая проезжую часть.
А. Лапшина
– Это история теперь навсегда? То есть до весны, пока не растает или всё-таки городские власти будут исправляться, сейчас со стартом рабочей недели?
К. Ситчихин
– Конечно. Администрация в лице опять же заказчика, и со стороны опять же подрядчиков снег будут вывозить. То есть контракты, контракты отыгран и по снегу, и его надо вывозить, а не складировать на улицах города, не заужая проезжие части.
А. Лапшина
– Снегопад, который начался 31 декабря и 1 января. По вашей оценке, насколько справились городские власти?
К. Ситчихин
– По моей оценке если из 10 то на 3. Не больше.
А. Лапшина
– Город же проезжий был.
К. Ситчихин
– Он был проезжим за счёт того, что ранее снега не было, и тот снег, который выпал, его просто разгребли в разные стороны. Его не вывозили. Вопрос в этом, если бы у нас снегопад длился неделю, за неделю город совсем непроезжий был. А то, что в городе происходило в течение суток- двое, да техника ездила, техника разгребала основные центральные улицы.
Вы посмотрите, что во дворах творится. Я скажу, что управляющие компании в новогодние праздники не работали. В большинство дворов просто не проехать, не проехать спецтехнике, не проехать мусоровозам - это же ужас. Тут вопрос даже не к основному подрядчику ГДМС по основным улицами и тротуарам. Вопрос ко всему управлению хозяйства дворовых хозяйственных структур и к администрации города особенно. Как они следили в праздники за исполнением, как контролировали? Я думаю, что никто никого не контролировал. Все просто отдыхали все положенные 8 дней. Там порядка 10 даже дней праздничных, как пошли 30 на праздники, так и вернулись к 8. Только сейчас начинают контролировать всех.
А. Лапшина
– Ездила по городу, что наблюдала. Я видела большое количество парковок, которые начали разгребать. Вот то, что было в новогодние праздники засыпано снегом и невозможно было подъехать. У торговых центров наверняка всё-таки торговый центр занимается очисткой этого всего, но кто-то же должен вывозить.
К. Ситчихин
– На это есть территориальные органы. В этих органах есть так называемые инспектора, которые получают заработную плату. На мой взгляд, они и в праздники должны были работать. Хотя бы посменно или хотя бы как-то выходить и работать, но мы про них не слышали, про них нам не рассказывали. Может быть, после нашего эфира сейчас выйдет пресс-релиз на ближайшие дни от администрации, что они контролировали в рамках праздничных дней. Но это опять же будет всё не настолько правдиво, на сколько хотелось бы видеть, а хотелось бы видеть чистый город в праздничные дни, а не после праздничных дней.
А. Лапшина
– Я видела в социальных сетях жалобы на то, что вот снег закончился, а снежная каша из под ног никуда не делась. Люди ходили по каким-то прогулочным маршрутам и месили эту кашу. Для уборки города, кстати говоря, и для уборки тротуаров поступила новая техника, сообщает нам сайт городской администрации. Будем надеяться, что у нас тротуары будет прибираться лучше, благодаря универсальной машине, которая в сутки способна обрабатывать до 20 000 квадратных метров пешеходных зон.
К. Ситчихин
– Новая техника поступила и сам лично я не раз видел. Да она просто новая, но не на столько современная. Это небольшие трактора МТЗ, которые могут спокойно механизированным способ очищать тротуары, которые по сути раньше в ручном режиме очищали. Эта техника, которая сейчас ездит, КАМАЗы, они очищают основные магистрали города Кирова, но её всё равно не хватает в том количестве, в котором она поступила. Это не больше 3 МТЗ наверное, 4 максимум. Один десяток общее количество техники - то что успел закупить ГДМС в том году, но они просто не спасут ситуацию, которая есть на сегодняшний день. Не раз в этой студии обсуждали, что техники надо как минимум 100 единиц, которые должны очищать город. Из последней информации, которая предоставлена с администрации – это порядка 50 единиц. Это в половину меньше. О каком чистом городе мы сможем с вами говорить? Да, конечно, его никогда не будет, в том хорошем виде, в котором мы хотели бы видеть.
А. Лапшина
– Давайте не будем говорить никогда. Может быть будет когда-нибудь.
К. Ситчихин
– Конечно будет, но точно не в 2020 году, потому что ту технику, которую должны закупать, должны сейчас закупать и начинать сейчас очищать. А какие-то контракты разыгрываются? – Нет. У нас что купили тому и радуемся. Если в двадцать первом увидим новую технику, было бы замечательно.
А. Лапшина
– У нас контракт заключён по уборке и по содержанию дорог на 20 месяцев. Когда он заканчивается?
К. Ситчихин
– В июне, если я не ошибаюсь он заканчивается, и я надеюсь, что ситуация с новыми контрактами будет пересмотрена уже новым руководителем, так как у нас предновогодний подарок был от Евгения Николаевича. Сейчас, по сути организация, которая должна контролировать уборку города, она без руководителя.
А. Лапшина
– Слышно что-то или нет?
К. Ситчихин
– Слухи ходят про людей, которые раньше работали. Про человека, который раньше работал в дорожном комитете, Букланов Владимир Михайлович. Но это опять же слухи, я не скажу точно. Это виднее администрации, кого назначать на эту должность. Но слухи говорят о данной личности.
А. Лапшина
– Это нормальная ситуация, что с ухода Лунёва прошло уже значительное количество времени? Но организация, которая зимой контролирует содержание и уборку городских улиц, без руководителя до сих пор?
К. Ситчихин
– Не будем забывать, что у каждого руководителя есть заместитель. Как раз Алексей Ишутинов отвечает как заместитель за содержание города Кирова. Я думаю, что этот человек и должен сейчас отвечать за тот беспорядок, который творится в городе.
А. Лапшина
– Есть какие-то строки, в которые город обязан назначить?
К. Ситчихин
– Таких сроков нет. Глава администрация может назначить исполняющего обязанности. На сегодняшний день как раз Алексей Ишутинов назначен исполняющим обязанности руководителя. А назначить руководителя на эту данную должность, я думаю, что должен пройти какой-то период времени. Там нет такого ограничения, что именно через месяц через два. Кто его знает, может быть, Алексей Ишутинов и станет руководителем? Пока не знаем, мы пока с вами гадаем на кофейной гуще.
А. Лапшина
– Интересная складывается ситуация, в городе зима, в городе не всё благополучно с уборкой. А в организации, которая контролирует эту уборку, официально главного лица до сих пор нет.
К. Ситчихин
– И главное, что я не спешил бы этом лицу становиться руководителем в этот сезон, который самый трэшовый сезон. У нас в основном все руководители уходят зимой, а приходят весной. Потому что зима это такое испытание, которое они просто-напросто не проходят.
А. Лапшина
– Интересная тенденция складывается в последние 3 года. Когда у нас весной приходит руководитель, потом идёт ремонт дорог по федеральной программе с большими финансовыми вливаниями, а когда наступает зима, когда надо разгребать наши сугробы руководители уходят. Интересно.
Мы начали разговор о том, что зимнее содержание улиц города не только уборка снега, но и дорожного покрытия. Во многих местах, это улица Комсомольская, поворот на Горького, там огромные ямы, которые я, честно говоря, не знаю, как можно преодолеть и не оставить там колесо.
К. Ситчихин
– Мне стыдно за город на сегодняшний день. Это кольцевое движение, где советский тракт. Гости города, заезжая с того направления, сразу встречаются вот с этими даже не ямами, а канавами, можно так это сказать, которые уже там на протяжении месяца. Они становятся всё больше и больше. Скоро там не проехать, ни пройти будет. И город не предпринимает никаких попыток хотя бы даже щебнем засыпать. Я уж не говорю про то, что эти ямы на сегодняшний день надо заасфальтировать.
А. Лапшина
– Возможно вообще заасфальтировать зимой или нет?
К. Ситчихин
– Конечно, возможно. Есть технологии на сегодняшний день и технологии есть у ГДМС – это горячий асфальт. Они просто заливают на время и уже летом по-нормальному восстанавливают. Это всё можно сделать, но у нас почему-то ждут, когда разыграется какой-то контракт, который должен был разыграться под новый год 28 декабря. Я надеюсь, что подрядчик выбран. Но ещё не смотрел и ещё не было информации по поводу кто этот контракт выиграл и выиграл ли вообще? Может там никто не заявился на этот аукцион. В итоге мы ждём на сегодняшний день, когда у нас появится подрядчик, который эти ямы будет заделывать.
А. Лапшина
– Между прочим, очень интересно, почему был так поздно объявлен в этот контракт? Понятно же было, что будут ямы на дорогах и они появлялись потом начиная с сентября. В октябре уже расползались в каких-то местах, потому что каждый удар колесом машины. Они расползались всё шире и шире. Удар колесом машины увеличивает площадь этого самого дефекта.
К. Ситчихин
– Удар колесом машины это ещё же вызывает негатив у гражданина, водителя к той власти, которая управляет городом на сегодняшний день.
А. Лапшина
– Сейчас, наверное, самое время было бы в новогодние праздники все эти ямы заделать, когда трафик был небольшой и погода позволяла.
К. Ситчихин
– У нас погода позволяет уже больше месяца заделать эти ямы. Вот хоть сейчас езжай и заделывай их.
А. Лапшина
– А группа общественного контроля при общественной палате может администрации города задать этот вопрос?
К. Ситчихин
– На ближайшем заседании, конечно, мы этот вопрос поднимем и поднимем в более жёсткой форме только по той причине, что нельзя держать город в таком состоянии. Особенно те магистрали, которые очень важны не только для города, как лицо региона, но и важны для водителей, которые перемещаются через город. Это улица Производственная, это кольцо на Советском тракте, опять же центр города, где есть участки. Железнодорожный вокзал, который просто разбитый. Приехал гость, на новогодние праздники, кому-то сюда, он выходит садится в такси и встречает вот эту улицу, которая идёт в сторону Октябрьского проспекта. Ему понравится проехаться? Не скажу, что там глубокие ямы, но его хорошо потрясёт. Это приятно? – Нет, это неприятно. Мне тоже неприятно, если ко мне гость приедет, и он будет хаять город за те дороги, которые он увидел. Хотя уже в течение с 17-ого, 18-ого годов миллиарды рублей вкладываются в город Киров.
А. Лапшина
– Я видела у вас в telegram-канале жалобы кировчан на работу общественного транспорта. Я так понимаю, что связано с изменениями, которые были внесены в маршрутную схему после того, как были заключены новые годовые договоры, контракты с перевозчиками и часть автобусных маршрутов сократили, а часть как-то перепрофилировали. Люди жалуются, что невозможно уехать.
К. Ситчихин
– Мы этот вопрос поднимали и обсуждали в том году. Как раз небольшие изменения в схеме движения общественного транспорта, это когда за место №17 и №37 маршрута, которые идут с Северной больницы, ввели маршрут №47, который идёт на сегодняшний день не в сторону ж/д вокзала, а в сторону Солнечного берега. Он идёт по улице Карла Маркса, и тем самым там кому-то удобно, кому-то нет в данной ситуации, он идёт к инфекционной больнице, и там тоже есть плюсы и минусы. Моментами люди жалуются.
Во-первых, кто-то привык ездить по тем маршрутам, по которым ездил раньше. Во-вторых, со стороны Северной больницы теперь трудно добраться до железнодорожного вокзала, это как минимум требуется пересадка, её надо было предусмотреть. Если уж мы отвергли совсем всю схему, которая предлагалась своё время ещё летом, по изменению схемы движения общественного транспорта, радикально. Нужно было оставить как есть и добавить маршрут №47 или убрать №17 , но оставить №37. Сделать не так радикально, как произошло. Плюс интервал движения автобусов. Количество автобусов сократилось. Хорошо это были не рабочие дни, и в рамках праздников можно было немножко как-то подгадать движение транспорта по интервалу поработать, посмотреть. По крайней мере, интервал движения маршрута №47 увеличился, и это не только мной сказано.
А. Лапшина
– Обещали же, что лучше будет?
К. Ситчихин
– Нам много что обещают. Автобусов стало меньше, а значит никак не будет лучше. Интервал будет увеличиваться. В праздники был интервал по 17-20 минут. А когда была большая проблема с автобусами, которые ломались. У меня родственники не раз сталкивались когда ехали на автобусе он сломался просто. И это было там не раз в праздничные дни, а раза три как минимум столкнулись с этой проблемой. Почему? Только по одной причине, автобусы старые. Вы посмотрите у нас не меняется автобусы. Хорошо в том году закупили 15 троллейбусов. Как-то лицо города в рамках общественного транспорта поменялось. Есть перевозчики, которые закупают наконец-то какие-то автобусы – новые автобусы. Однако, мы всё же ездим на старье. Оно закупается в других регионах привозится сюда немного подкрашивается и автобус 12, 11, 14, года. Получается по 5-6 лет автобусу. Это о чём говорит?
А. Лапшина
- У нас же обещали, по-моему, в прошлом году порядка 100 новых автобусов, 40 троллейбусов. Я помню, что ФАС остановило движение покупки, посчитав заточенность под определённого поставщика. Потом в нашей студии обсуждалась эта тема неоднократно, и говорилось неоднократно, что все закупки пока приостановили. Потому что было непонятно будет единый перевозчик областной региональный или не будет.
К. Ситчихин
– Мы же с вами обсуждали тему, нам же обещали, что город будет чистым. В итоге город такой, какой есть.
А. Лапшина
– Обещать, не значит жениться. Вы про это?
К. Ситчихин
– Можно и так это сказать. Нам много чего обещают, но по факту живём, как живём. В той действительности, которая есть. Будут новые автобусы, замечательно. Я благодарен за 15 троллейбусов. Карта поменялась, и лицо троллейбусного парка города Кирова мы сейчас видим более-менее хорошее замечательные троллейбусы по сравнению с тем хламом – дырявым, ржавым, кривым, который. Уже хорошо, хоть какой-то плюс есть в замене общественного транспорта.
Если в этом году появятся новые автобусы, то круто. Пока никаких движений в эту сторону нет. Тишина стоит в администрации, потому что это АТП хотела закупать. Администрация является основным учредителем. Давайте посмотрим, что в 2020 году произойдёт. Появится ли у насединый оператор, единый перевозчик, которому правительство практически с лета губернатор говорил, но в итоге в конце года как-то это всё поутихло.
А. Лапшина
– Я правильно понимаю, что пока основные проблемы, которые возникли из-за небольших изменений в маршрутной системе, это как раз маршрут №47.
К. Ситчихин
– Да это основное изменение, но и положительное изменение, которое можно не утаивать это с Бахты граждане могут ездить по цене города.
Если администрация в своё время решила город Киров раздвинуть, то извините мы все должны жить в одних правилах. Если решили город Киров сделать до Бахты, то все ездят за 22 рубля с Бахты, Лянгасово, с аэропорта. Надо чтобы все ездили по единой цене. Город жил в единых правилах. Знаю, что эти правила перевозчики одобряют. В ближайшее время как бы не произошли беды с крупными предприятиями. Посмотрим.
А. Лапшина
– Что вы под этим понимаете?
К. Ситчихин
– Выпадающие доходы. Если их никто не компенсирует, то предприятие уходит в убыток. Если оно в убытке, то он не может платить налоги. Он не может оплатить топливо, закупку новых автобусов. Если не компенсировать выпадающие доходы, а где он возьмёт эти деньги?
А. Лапшина
– Вы о каких-то конкретно говорите сейчас предприятиях?
К. Ситчихин
- Пример сейчас приведу. Выпадающие доходы сейчас не получает предприятие КПАТ (КировПассажирАвтоТранс). Это областное предприятие. На сегодняшний день проезд за 22 рубля приводит в убыток предприятие. Он сейчас в убыток возит пассажиров в Бахту. В данной ситуации он где их должен компенсировать. Он не может поднять тариф на межрайонные перевозки. Да, он взял сейчас под себя несколько маршрутов в городе Кирове, но за счёт этих маршрутов он не окупит себя в направлении Бахты. Значит на предприятие будет увеличиваться долговая нагрузка. Либо это должно компенсироваться со стороны областного или городского бюджета, либо это предприятие всё равно придёт к банкротству. Это экономика. Сроки зависят не от принятия решения.
А. Лапшина
– Сколько времени есть у властей, чтобы решить эту проблему.
К. Ситчихин
– Здесь выпадающий доход должен компенсировать город, так как городской маршрут. Не область должна решать. Город сейчас должен где-то изыскать денежные средства на компенсацию выпадающих доходов. У перевозчика убыток будет увеличиваться, и придёт это всё к тому, что его либо нужно будет субсидировать за счёт областного бюджета, либо перевозчика приходится банкротить. Не будем думать о плохом.
А. Лапшина
– В этом году при ремонте дорог начнут использовать чёрный щебень, сообщает пресс-служба правительства области. Новый материал будет использован на участках дорог с интенсивным движением, якобы этот материал позволит реже ремонтировать дороги. Он более живуч, если можно так сказать. И я напоминаю, что в двадцатом году в нашем регионе планируется отремонтировать в рамках проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги» более 130 км автодорог 54 из них это Кировская городская агломерация, и ещё более 80 км. – дороги регионального и межмуниципального значения. Константин, чёрный щебень, это и правда так хорошо?
К. Ситчихин
– Это просто щебень с битумом смешанный и добавлены полимеры для лучшего сцепления. Вот и весь наш черный щебень. Это лучше чем асфальт, но по крайне мере для улучшения подушки пирога дорожного лучше укрепляет. Когда основание избито сильно неоднократно фрезировано и некуда дальше идти, то конечно черный щебень применяется. Не скажу, что это супер инновационная технология. Правительство, кто пресс-релиз писал не знал об этом, а кто сказал ему постыдится надо. Это технология уже 2012 года апробированы в России. У нас на дороге Киров-Русское он применялся в 2017-2018 годах. Технологи применялась в различных направлениях. В основном применяют, когда дорожная одежда сильно разбита нет плотного основания. Чтобы как-то поднять. На чёрный щебень укладывают асфальт, согласно технологии. Специалисты понимают, что применение чёрного щебня даст хотя бы продержаться дороге.
А. Лапшина
– Период использования этого материала, удорожает каким-то образом процесс ремонта.
К. Ситчихин
– Конечно, просто я не видел там ещё аукционной документации, техзадание. Сколько слоев асфальта они укладывать собираются. Но если мы берём Киров-Русское, то там сначала укладывали черный щебень, а потом два слоя асфальта. Я не думаю, что там что-то новое применят. Если это будет укладываться в такой последовательности с соблюдением всех технологических режимов, то, конечно, это дорога 4 года послужит в том направлении, в котором её хотят делать, если основания очень сильно разбито.
По поводу ленты стыковочной, про которую говорят опять же в этом пресс-релизе. Эта лента с 2009 года применяется на федеральных автомобильных дорогах. Применялась она и в Кирове помню, что ООО «АБЗ-Оричи», которые сейчас в банкротстве. Её использовали при стыках, когда улицу надо подвести к другой улице. Особенно ленту применяют, когда на дороге требуется широкое покрытие, когда идут в два катка, либо в два основания. Чтобы трещина не образовывалась там применяют ленту при стыках.
Это давнишняя технология, ничем она не новая. Супер оптимального и супер инновационного на сегодняшний день просто-напросто нет в том пресс-релизе. Да, там указан полимерный битум. это обычный битум смешанный с полимерами. Всё зависит от тех присадок, которые в битум будут добавляться. Как раз эти присадки стоят денег, и они есть разные. Какие присадки будут добавляться мы посмотрим, потому что у нас любят говорить про полимерный битум, когда замешивают в битум обычную крошку из-под колёс. Это тоже резина, каучук, который имеет свойство сцепления битума, но это не тот полимер. При хорошем правильном подборе каждый полимер под регион подбирается свой. Это зависит от окружающей среды. Эта технология уже не раз обсуждалась на больших федеральных площадках. Они применяются в рамках производства Роснефтью, Газпромнефтью и все в один голос эксперты-химики говорят, что желательно применять полимер в битуме под климатические условия региона. А не просто взять, купить дешёвый, добавить и думать, что это новая технология. Это самый оптимальный вариант, но это стоит денег. Вопрос, где эти деньги возьмут, и как будет применяться. Сказать легко, а сделать на практике… посмотрим.
А. Лапшина
– Константин, когда начнётся активная фаза работ по программе «Безопасные и качественные дороги» в этом году?
К. Ситчихин
– Она должна была начаться в 2019 году потому что, надо не забывать министром транспорта Российской Федерации сказал, что все контракты должны были отыграть ещё до 2020 года до 1 января. Отыграли у нас? Нет. Я об этом не слышал. В сером здании об этом не слышали? Активную фазу мы провалили с какой-то точки зрения. Отыграть, отыграют где-нибудь 1 апреля, как это всегда и было. Нормально всё будет, я думаю, потому что есть понимание и приступят вовремя. С 1 мая мы увидим подрядчиков на дорогах города Кирова и области. Хотелось бы, чтобы наше министерство транспорта следовало тем указаниям, которые не в голове министра, а с федерального центра. А также что требуется основным показателем национального проекта. С моей точки зрения по основным показателям национального проекта Кировская область не выполняет. Мы на хорошем счету, но с какой точки зрения посмотреть. Не знаю если пресс-релиз.
А. Лапшина
– Сделали много количество дорог, которые по Федеральной программе делается. Особых претензий нет, в том числе и у общественников контролирующих
К. Ситчихин
– Посмотрим, сколько прослужит по гарантийным срокам. Качество уложенного асфальта в этом году хорошее не спорю, но качество выполнения национального проекта в показателях, которые прописаны мы отстаём. Уже отстаём из-за того, что мы не отыграли контракты. Об этом не раз говорили, и в рамках транспортной недели, и в рамках федеральных различных площадок. Все регионы просили отыграть до 2020 года. Мы со своей стороны эти контракты не отыграли.
А. Лапшина
– Уже есть небольшое нарушение которые может обернуться не очень хорошими последствиями.
К. Ситчихин
– Это вернётся просто минусом в рамках опять же выделения дополнительных денежных средств. В чём мы в этом году просто-напросто пролетели с вами, к сожалению.
А. Лапшина
– К сожалению, да. Хотела бы спросить ваше мнение по поводу федеральной новости, которая появилась в новогодние праздники. О том, что возвращаются в аэропорты комнаты для курения. Так называемую чистую зону аэропортов. Те помещения, в которых люди уже прошли предосмотр. С проверенными билетами и сидят в ожидании своего рейса. На улицу выйти не могут. Выход у них был какой: либо терпеть, либо нарушать закон. Обычно последнее они делали в туалетах, на что не курящие возмущались, потому что это неприятно.
К. Ситчихин
– Я как некурящий человек, я за то, что есть отдельные зоны, куда человек может сходить покурить. Правда, курящие люди нарушали закон, это как наркотик. Они не могут терпеть. Нужна отдельгная территория, куда они могут прийти спокойно и выкурить одну-две сигареты и никому не помешали. Я за возвращение комнатах в аэропортах.
А. Лапшина
– Можем ли мы предсказать эта история, разовьётся дальше на общественный транспорт, я имею в виду ж/д перевозки. В поездах это тоже большая проблема.
К. Ситчихин
– Раньше неплохо спасали тамбуры, куда человек выходил и спокойно курил, но вопрос как это обезопасить. На ж/д дорогу это не распространится. Так делать вагон для курящих? В самом конце поезда, где всех там собрали... Едут и курят. Запрещается курить в самолёте – правильно делают, запрещается курить в поезде аналогично. Есть остановка, вышел, покурил и дальше едешь. В общественных местах, как вокзала, нужно создавать отдельную комнату для курения. Как бы не боролись с курильщиками, люди курят в туалетах.