13:06, 21 февраля 2019
Особое мнение Андрея Березина от 21.02.19
Время выхода в эфир: 13:06, 21 февраля 2019
6348
0
Гости: Андрей Березин
Ведущие: Светлана Занько

С. Занько


- 13.07 в Кирове, начинается программа "Особое мнение", у микрофона Светлана Занько, а свое мнение сегодня высказывает член Общественной палаты Кировской области Андрей Березин. Андрей, добрый день!


А. Березин


- Добрый день!


С. Занько


- Вот я хочу тебя представить еще как члена Общественого совета по ТКО при администрации города Кирова. Это важно, потому что о создании этого совета говорили давно, что необходим общественный контроль в работе "Куприта". И изначально такой совет планировался именно при регоператоре ТКО. Теперь этот совет называется советом при администрации города Кирова. Что произошло?


А. Березин


- Эта формулировка сменилась как раз по инициативе членов совета. Что такое "Куприт"? Акционерное общество. Общественный совет при акционерном обществе, это совсем без какого либо статуса находиться. Администрация это все таки официальный орган, который является ключевым акционером, формирующим стратегию. Это была инициатива, чтобы придать какой-то статус, потому что общественный совет какого-либо юридического статуса не имеет. И будет ли он эффективен, принесет ли пользу, зависит от людей, которые туда зашли. От их активности. Основная задача совета - не принимать решение, а рекомендовать их, пытаться выстроить диалог между обществом и теми организациями, которые отвечают за реализацию мусорной реформы в Кировской области.


С. Занько


- Ты сказал, что важно, кто вошел в этот совет. Первое заседание состоялось в понедельник, и я тоже туда вхожу, но не смогла присутствовать, потому что были эфиры,надеюсь в дальнейшем в другое время будет назначено заседание, а если нет, мне придется выйти оттуда, но надеюсь все срастется. Поэтому я не очень представляю, кто в итоге вошел в этот совет. Насколько я знаю, и ты до последнего сомневался что там будешь, хотя такое желание озвучивал.


А. Березин


- Вошло пока 15 человек. Есть еще заявки. Количество будет больше, но до разумных пределов. По персоналиям я не хотел бы говорить, если по статусу, там несколько депутатов гордумы, представители Заксобрания, горадминистрации.


С. Занько


- Ну некоторые я думаю, все таки нужно назвать.


А. Березин


- Если говорим о городской администрации, то по инициативе совета Илья Вячеславович Шульгин туда вошел, глава Первомайского района Вячеслав Николаевич Симаков.


С. Занько


- Наши слушатели хорошо его знают.


А. Березин


- От компании "Куприт" директор и замдиректора. Также Юрий Шлемензон, Юрий Шихов - депутаты городской думы, возглавил совет Роман Титов - зампред Заксобрания, несколько общественников вошло, тот же инициатор митинга по поводу мусора Валерий Семенищев, Светлана Занько, Андрей Усенко от Общественной палаты. То есть, состав разнородный, есть представители от всех сторон: и общества, и госслужащих.


С. Занько


- И представители собственников и предприятий, которые так или иначе аффилированы с "Купритом".


В. Костин


- Есть и частные инвесторы.


С. Занько


- Какие вопросы разбирались на первом заседании?


А. Березин


- Ну, на первом заседании мы пытались понять, что это такое, как будет работать. Определили председателя, его зама, секретаря. Взяли примерный перечень вопросов, и как часто мы будем собираться. Из конструктивных решений, которые обсуждались, был вопрос по поводу частных контейнеров, которые "Куприт" и их подрядчики перестают обслуживать и требуют за них дополнительную плату. Вроде бы увидели понимание, на следующем совете должны дать какое-то решение, каким образом частные контейнеры легализуются, и как с ними будут работать компании-перевозчики. А так, по большому счету все вопросы, которые будут возникать по мусору, будем обсуждать, пытаться найти какое-то решение выгодное для жителей города и области.


С. Занько


- В каком режиме будет работать эта комиссия?


А. Березин


- Постараемся, как можно чаще собираться. В начале марта наметили уже следующее заседание. То есть этот перерыв будет не больше одной-двух недель, по крайней мере на старте, для того, чтобы понять зачем это все и что с этим делать.


С. Занько


- Ты считаешь такая площадка не бесполезна? Достаточно много общественных организаций этим занимаются, есть Общественная палата, общественный совет при министерстве экологии, при министерстве ЖКХ. Всяких полно организаций.


А. Березин


- Полезная эта площадка или бесполезная - время покажет. По крайней мере, мы видим, что сейчас есть вопросы, которые требуют решений. Их надо решать, потому что люди надеются на справедливость. Насколько эта система справедлива, надо понять, и что можно сделать, чтобы она стала справедливее.


С. Занько


 - Ну, судя по митингу в минувшие выходные, организатор которого Валерий Семенищев, глава общественного совета старших по домам, там приняли участие и оппозиционные партии, "Единой России" там не было. Порядка полутора тысяч собрал этот митинг в отличие от предыдущего, где было 150. В десять раз больше увеличилось за неделю количество людей по этим же вопросам. Это свидетельствует о том, что резонанс очень серьезный на эту мусорную реформу. В резолюции, которая была озвучена здесь в эфире, есть один пункт: требуют митингующие заморозки мусорной реформы в Кировской области. Одновременно сити-менеджер Илья Шульгин говорит, что это хорошо, что люди ходят на митинги, мы будем общаться, будем что-то менять, и наша задача сказать людям, чтобы они не воспринимали мусорную реформу, как нечто замороженное, незыблемое, она может меняться. Шульгин считает, что она должен развиваться и в процессе ее внедрения, прислушиваясь к гражданам можно вносить изменения. Ты, на чьей позиции находишься?


А. Березин


- Во-первых, в этой резолюции было порядка 10 пунктов, и в большинстве они противоречат друг другу. То есть, пункт один - фактический сбор мусора, второй - с квадратного метра заменить на количество жильцов по прописке, третий пункт - заморозка. Наверно, это власти предоставлен выбор, каким путем можно пойти, чтобы требования митингующих удовлетворить. Замораживать мусорную реформу сейчас невозможно. Есть определенная система, заморозив которую, мусор просто вывозиться не будет. Вносить изменения в эту реформу нужно, мы должны прийти к справедливости. Мое субъективное мнение, спор за квадратные метры или за количество прописанных - обе системы несправедливы. Потому что в любом случае, кто-то будет платить больше, чем он создает мусора, кто-то меньше. Единственная справедливая - это вывоз по факту. Нужно подумать, как мы к ней придем. Самый главный плюс не только в том, что люди будут платить за реальный вывоз мусора, а еще и в том, что появится мотив самим сортировать его. Есть жилой дом, и люди в нем понимают, что от количества мусора и баков будет зависеть сколько они в месяц заплатят. Они будут самоорганизовываться, начинать собирать пластик, стекло, бумагу. Мало того, что объем мусора уменьшится в разы, соответственно и затраты на этот дом. Все сдается.


С. Занько


- Это ведь главная цель реформы, как нам было озвучено.


А. Березин


- Этим можно зарабатывать. Сейчас, что при квадратных метрах, что по количеству людей, мотивации этим заниматься нет. Потому что ты платишь ровно столько же, вне зависимости будешь ли ты мусор сортировать или нет.


С. Занько


- Мы продолжаем про мусор. На самом деле, вот какая история. Здесь в "Особом мнении" у нас был Федор Сураев, я его спрашивала, как сказалась эта реформа на его предприятии. Это КМК. Он сказал, что есть возможность у любого юрлица заключать прямые договоры на вывоз мусора, и платить будешь по факту. Может я что-то не так поняла, или это действительно так? Предприятия тогда никак не пострадают?


А. Березин


- Есть предприятия, которые всегда платили по факту. Они может заключали договор с САХ, "Куприт" или с кем-то еще. И всегда платили по факту, в зависимости от трафика вывоза и объема мусора. Что касается этих компаний, то да. Были подтверждены объемы, сделаны паспорта отходов, они заключили контракты. Проблема в том, что стоимость на вывоз мусора выросла примерно в 3,5-4 раза. Нагрузка на предприятия выросла существенно. Есть вторая сторона ситуации, есть юрлица, их огромное количество, которые никогда за вывоз мусора в принципе не платили, пользовались баками жильцов, заключали соглашения с УК. У них нет ни своих баков, ни даже технической возможности их разместить, потому что для этого нужна площадка. И самая большая проблема в том, что они не могут заключить договор по факту, потому что они не могут подтвердить свои объемы и сделать паспорта отходов, потому что они никогда в жизни этим не занимались. 


Большинство юрлиц области вынуждены платить по нормативу. Норматив изначально рассматривался, как санкция, а не как объективная возможность оценивать объем мусора. Соответственно там цифры больше раз в десять относительно тех расценок, которые были раньше. На самом деле очень болезненный вопрос. Если мелким компаниям, у которых офис 100 квадратных метров, будут приходить счета на 100 тысяч рублей, их бизнес это просто убьет. Надо или пересматривать норматив или пытаться заключить договор по факту, но помочь им в организации мусорных площадок, помочь им сделать паспорта, определить нормативы с точки зрения объема. Это серьезная проблема. Потому что нагрузка на бизнес дает нагрузку на все. Их услуги становятся дороже, зарплаты падают и падают потребительские способности. На самом деле очень переживаю за бизнес, как они пройдут эту ситуацию, с чем сейчас столкнулись.


С. Занько


- Последний вопрос, что касается мусора. Мы все время сравниваем себя с другими регионами и стараемся делать это с теми, что находятся по соседству. В соцсетях появился социальный ролик, который создало правительство соседней республики. Они показывают, как в Чебоксарах сортируют и перерабатывают мусор, все этапы — поступление мусора на производство, его сортировку, утрамбовку. Смотришь этот ролик и понимаешь, куда идут деньги. А вот если бы в нашем регионе такой ролик сняли, который бы объяснял, как работает у нас мусорная реформа, что бы мы увидели?


А. Березин


- Это было бы здорово.


С. Занько


- А что бы мы увидели?


А. Березин


- Было бы здорово, если бы всем нам показали, каким образом формируется тариф, его инвестиционная составляющая. Тариф — это объем, умноженный на стоимость транспортировки и утилизации конкретного куба мусора. Это как раз сортировочные станции, это логистика, переработка. Буквально вчера президент Владимир Владимирович Путин сказал, что главная цель мусорной реформы - переработка. Тогда хотелось бы узнать, когда в Кировской области она начнет действовать, когда появится предприятие, где. Если через 5-7 лет, то почему сейчас тогда в тарифе это заложено? То есть тариф реально можно снизить, изучив эту инвестпрограмму. Покупается транспорт. Почему жители за него должны платить, если он остается в собственности частных компаний? То же касается мусоросортировочных станций. Кто будет собственником этих станций, построенных за счет жителей города? Может быть, там все гладко, но нам этого не показывают, не рассказывают, мы об этом не знаем, начинают возникать вопросы. То же самое — логистика. На нее огромные затраты в тарифе заложены. Мы же понимаем, что если в каждом районе будет полигон, то это логистическое плечо уменьшится в разы. И стоимость тарифа может упасть на 100-200 рублей. Это серьезно скажется на затратах жителей. На все эти вопросы, конечно, хотелось бы получить ответ. Потому что цель реформы все же не собрать больше денег, цель — сделать сортировку и переработку мусора. Классная цель. Прекрасная. Но как мы к ней придем, в каком году? Если бы эта дорожная карта была в публичном доступе и в ней было бы все расписано, то вопросов, в том числе у митингующих, было бы значительно меньше.


С. Занько


- Следующий вопрос, который мы сегодня разберем с Андреем Березиным — это вопрос уборки города, зимнего содержания дорог. Но прежде чем к нему перейдем, и я спрошу о твоих впечатлениях по поводу нынешнего сезона, хотелось бы, чтобы ты дал оценку уходу с поста руководителя «Управления дорожной и парковой инфраструктуры» Альберта Гутнова. Проработал он год в этой должности и по собственному желанию ушел. Сити-менеджер же Илья Шульгин пояснил, что было слишком много претензий, человек не справился, и его отпустили по собственному желанию. Так это все-таки отставка или уход по собственному желанию?


А. Березин


- Я лично не знаю Альберта Гутнова, чтобы характеризовать его качества, как специалиста. Но мне вообще не очень нравится всегда ситуация, когда происходит частая смена ключевых кадров. Новому человеку нужно время, чтобы вникнуть в процесс, выстроить определенную стратегию, и если она правильная, то результат в таких серьезных делах, в том числе как уборка города, будет виден, как правило, через год-два, не сразу. По поводу уборки города. Мое мнение, не хуже и не лучше, чем раньше, хотелось бы большего каждому из нас. Как этого достичь? Можно увеличить бюджет, штат, изменить систему. Не нам с вами это решать. Плохо, что человек проработал год и уволился.


С. Занько


- А до него человек меньше года проработал и уволился.


А. Березин


- Тоже очень плохо. Команда должна быть стабильной, чтобы был эффект.


С. Занько


- В прошлом году несколько человек ушли, которые пришли в новую команду, такое ощущение, что сити-менеджер один как перст. Какие-то люди появляются и уходят, появляются и уходят. А все претензии, которые в том числе звучат в этой студии, почему-то направляются только одному человеку.


А. Березин


- Илья Вячеславович взял удар на себя, это с его стороны очень мужской поступок. Ему тяжело.


С. Занько


- Что происходит? Никто не хочет в Кирове работать в администрации, в команде топ-менеджеров? Приезжие, не проработав и года, все уезжают.


А. Березин


- В Кирове зарплаты не очень высокие.


С. Занько


- Серьезно? 50-80 тысяч — не очень высокие?


А. Березин


- Для общероссийского уровня с таким уровнем ответственности — не высокие. Тяжело сюда привезти человека из другого города, потому что у него возникают дополнительные затраты по сравнению с тем, кто тут родился и живет: на поездки к семье, на квартиру, новая среда для него — это тоже стресс своего рода.


С. Занько


- Зарплаты неприемлемые для иногороднего специалиста?


А. Березин


- Ну, супервысококвалифицированного человека на такие деньги не привезти. Его можно привезти на идею или на какую-то карьерную историю, показать историю успеха на нашей территории.


С. Занько


- Господин один тут уже показал историю успеха, на втором сроке его забрали. Я имею в виду Никиту Юрьевича Белых. У него было желание показать историю успеха. Возможна вообще история успеха в Крове?


А. Березин


- Надо искать внутренние резервы, обучать. Можно сделать историю успеха в Кирове, везде можно сделать историю успеха. Похоже, кадровые решения судя по тому, что мы видим, были не очень успешными.


С. Занько


- Следующий вопрос — это служба эвакуаторов. ГИБДД и подрядчики жалуются на автомобилистов, которые паркуют свои авто неправильно. Мы обратились к Илье Шульгину и спросили: вы собирались создать муниципальную службу эвакуации, но в этом году мы даже частников не видим. Он сказал, что теперь есть договоренность с правительством Кировской области, часть денег от штрафов будет направляться в муниципалитет, и за этот счет создадут службу эвакуации и штрафстоянки. Почему-то в этом году не срослось. Денег, видимо, не было.


А. Березин


-Нужны ли они для организации этой службы? Может быть, можно попробовать сделать это в рамках ГЧП?


С. Занько


- Не работает у нас в городе государственно-частное партнерство. Ты не знал об этом? Нет ни одного примера.


А. Березин


- Но это не значит, что оно не может работать. Я, кстати, говорил, что не знаком с Гутновым. Вспомнил, что один раз я с ним общался в вашем эфире в начале осени. Я его спросил о создании такой службы, и он мягко ушел от ответа. То есть об этом говорилось год назад. За счет бюджетных средств сделать это сложно. Но это можно попробовать реализовать за счет партнерства с частными лицами и зарабатывать на этом деньги. В других регионах на этом зарабатывают.


С. Занько


- Почему в Кировской области ГЧП никогда не прокатывает? Мы видим в той же Удмуртии, в Татарстане, там везде ГЧП реализуется, особенно в каких-то дорогостоящих проектах. В Казани один из самых дорогих аппаратов и самых современных для радиотерапии для онкобольных закуплен с помощью ГЧП, потому что даже бюджету Татарстана такой аппарат не потянуть. И они идут на ГЧП. А В Кирове нет ни одного примера ни при прошлой власти, ни при позапрошлой. И нынешняя на это не идет.


А. Березин


- Ну рано или поздно к этому придут.


С. Занько


- Ты считаешь, что службу эвакуаторов надо организовывать в рамках частно-государственного партнерства?


А. Березин


- Если мы ходим быстрого и наименее затратного решения, то это самый простой путь. Но есть одна проблемка. Сам сталкивался с такими ситуациями. Чистили площадку, там стоит «подснежник», вызвали эвакуатор. А эвакуировать можно только в присутствии сотрудника ГИБДД. Вызвали его, ждали 6 часов. Их очень мало сейчас, прошло серьезное сокращение. Чтобы эффективно чистить ночью улицы, сотрудник ГИБДД должен сидеть в каждом эвакуаторе. Каким образом это реализовать? Можно через партнерство купить 200-300 звакуаторов. Люди купят, если будут понимать, что они окупятся.


С. Занько


 - Надо тогда 200-300 гибдд-шников


А. Березин


- По сути да, или хотя бы на 2-3 машины одного. Как этот вопрос решать? У нас не у городской администрации возможности влиять на кадровую политику федеральной структуры.



С. Занько


- Верно


А. Березин


- Если этот вопрос решить, тогда можно двигаться дальше. Я прекрасно понимаю подрядчиков, которые говорят — да мы бы с удовольствием почистили улицу Труда или Орловскую — центральную, но не очень широкую. Но мы приезжаем туда, а там с обеих сторон машины, проезд два метра. Мы не можем реализовать услугу.


С. Занько


- Вот какой комментарий должна у тебя взять — и как у папы, и как у члена общественной палаты. Обсуждаем ситуацию по детским садикам и путевкам. Речь о заведующей д\с 41, которая попыталась решить две проблемы одним разом — она предоставила 4 места своим сотрудникам на те путевки, которые не использовались. Наняла при этом двух воспитателей, помощника и медработника, которого больше года не было. В результате провели зачистку и произошла эта показательная история. Детей этих высадили, они дома, родители хи на грани, потому что они вместе с заведующей нарушали. Медработник уже написал заявление об уходе. Заведующую увольняют. Родители собирают подписи. Она их устраивает. Какая твоя позиция по этому поводу?


А. Березин


- Неоднозначная ситуация. Позиция — закон есть закон — она правильная. Эта ситуация такая, а может быть другая. Вопрос в другом — почему эта ситуация произошла. Должны ли работники детского сада иметь льготы


С. Занько


- А они были до 16 года. Потом московское правительство их отменило — у них-то там все хорошо.


А. Березин


- Понимая, где мы живем и понимая тот кадровый голод, думаю должны. Можно ли нарушать закон — мое мнение, что нет. Нельзя здесь однозначного решения найти. Увольнять по статье жестко? Если есть возможность этого не делать, лучше не делать. Если у нее не было умысла получить какой-то доход личный, нужно проявить какое-то сострадание. Если она просто хотела сделать качества услуга детского сада выше. А льготы у сотрудников должны быть, чтобы их детки гарантировано попадали. Для других категорий госслужащих ведь они есть. Если бы ни у кого не было, тогда да. А если есть для других, то почему для них нет?


С. Занько


- Следующий вопрос. История с куменским водоводом, который будет проставить еще не меньше года. Готовится конкурса на разработку проекта достройки. В 13 года строительство началось, возобновится не ранее 20 года. Он за время постройки морально устарел


А. Березин


- Комментировать?


С. Занько


- Дааа


А. Березин


- Проживет ли город до 20 года без водовода? Проживет. Помню лет 7 назад не хватило воды для города, но это был жутки июль, 40 градусов в течение трех недель. Но водовод надо достраивать, столько денег туда вложено. Вопрос — кто это будет делать. Мое мнение — это должна делать федеральная компания. КЧУС, наверное, не сможет доделать этот проект. В силу той ситуации, которая произошла. Я так понимаю, что они с большими убытками сейчас из-за того, что с ними не расплатились


С. Занько


- Федералы ты считаешь надежнее?


А. Березин


- Есть с кого спросить, скажем так. И федералы под федералов деньги выделяют легче. Больше шансов, что с людьми рассчитаются, а мы получим работающий водовод.


С. Занько


- Кстати, пока мы говорили, появилась новость, что заведующую Ирину Ведерникову не уволят. На нашем сайте есть новость. И последняя история. В УМВД хотят увеличить расстояние до рюмочных с 20 до 100 метров.


А. Березин


- Не очень понимаю. Что такое рюмочные? У нас в свое время были приняты меры по борьбе с рюмочными еще при прежнем руководстве. Меры эффективные, я считаю. Потом изменилось федеральное законодательство, теперь на региональном уровне регулировать это права не имеем. Если честно, с точки зрения закона не совсем понимаю, как они планируют их отодвигать.


С. Занько


- Не предлагают рестораны закрывать, а именно рюмочные. Водка и яйцо с майонезом, то расстояние надо увеличить. Депутаты гордумы поддержали. И они хотят попросить администрацию изменить правила размещения заведений с алкогольной продукцией.


А. Березин


- Но это коснется магазинов, а не заведений общепита.


С. Занько


- А разве в магазинах можно разливать?


А. Березин


- Опять же федеральный закон. Но даже если я ошибаюсь, то каким образом будут критерии — рюмочная или нет? Личное мнение? В свое время это была категория — количество посадочных мест, гардеробная. То, о чем говорят сейчас, надо смотреть нормативную базу.


С. Занько


- Хорошо, но если речь только об общепите, но о магазинах — ты за или против?


А. Березин


- Дело не в этом. У меня есть сомнения по правовой норме. Не важно — за или против.


С. Занько


Понятно. Андрей Березин. Это его особое мнение мы сегодня слушали.