
А. Лапшина
- 13-06 в Кирове, начинается программа «Особое мнение». Я Анна Лапшина, приветствую наших слушателей, говорю «Здравствуйте» гостю нашей студии Алексею Кузьмину. Предпринимателю, депутату кировской городской думы пятого созыва.
А. Кузьмин
- Добрый день.
А. Лапшина
- Ну и напоминаю слушателям, что вы тоже можете участвовать в нашей беседе посредством анонса на нашем сайте, там можно задавать вопросы гостю. Пожалуйста, присоединяйтесь к нашей программе. Также на сайте в течение сегодняшний дня появится аудио- и видеозапись нашей с Алексеем беседы.
Давайте с благоустроительных тем начнем. На нашем сайте был размещен ваш пост с инструкцией, я бы наверное даже так отметила, городским властям по тому, каким образом надо убирать снег, чтобы все были довольны. Неделя прошла с первого большого снегопада, и с тех пор мы нескольку раз эту тему в наших эфирах поднимали. Я вижу, что центральные улицы прочищены. Может быть, не совсем идеально, но машины ехать могут. При этом совершенная беда с парковками, въездами во дворы. Я не знаю, чья это зона ответственности, я так понимаю, что большей частью — УК, дворники, предприниматели, магазины. Кто должен заставить их работать через неделю после большого снегопада? Думаю, что городская администрация.
А. Кузьмин
- Начну с того, что наверное это странный термин «инструкция для городских властей». Скорее это мои предложения, пожелания. Это просто взгляд со стороны, он собран на основе мнений многих людей. Что касается очистки улиц от снега, магистральных улиц, то я не соглашусь с вами, слово «очистка», «вывезенный снег» и термин «распиханный по углам снег» - это разные формулировки. Сейчас даже на магистральных улицах снег распихан по углам и по обочинам. Он не вывезен с улиц. Из-за этого происходит сужение проезжей части, двухполосные дороги превращаются в однополосные. Вы говорите, что парковки завалены, но далеко не только парковки. Второстепенные улицы находятся в неудовлетворительном состоянии. Машинам проезжать тяжело, люди падают, переходя дорогу. Проблем масса. Город не справился с этим снегопадом, как бы это не звучало банально. У нас ежегодно город не справляется ни с одним снегопадом. Ничего не изменилось. Как раз в своем комментарии я отмечаю, что ни смена главы администрации, ни смена начальника управления благоустройства и транспорта, ни смена руководителей «Дирекции дорожного хозяйства» и «Гордормостстроя» не привели к существенным изменениям и к улучшению ситуации на дорогах и тротуарах города Кирова. Если кадровые перестановки не привели к улучшению, значит, нужно вносить изменения в контракт. Значит, надо изменять саму систему благоустройства и содержания дорог в зимний период.
А. Лапшина
- И как же нужно изменять контракты?
А. Кузьмин
- Мои предложения заключались в следующем: первое - в этом году лот был как обычно укрупнен, это был единый лот на все содержание улично-дорожной сети.
А. Лапшина
- И соответственно у нас один крупный подрядчик, которого, как говорили в администрации, проще контролировать.
А. Кузьмин
- Это обычная банальная формулировка любой администрации, что одного подрядчика легче контролировать. Но я объясню, почему на самом деле не легче. Этот единый большой лот был разыгран, победил ГДМС, городское предприятие. Больше 800 миллионов рублей этот контракт. Как известно, ГДМС не имеет столько техники и столько сотрудников и тем более специалистов, которые бы полностью своими силами выполняли бы этот контракт. Естественно, большинство работ ГДМС отдал на субподряды, как это происходило ежегодно. Система и схема не поменялась. Просто ежегодно меняется только количество субподрядчиков. Если в прошлые годы их было от 12 до 15, в этом году 8-9. Но по сути сама система не поменялась. ГДМС не в состоянии собственными силами справляться с выполнением этого контракта. Он нанимает субподряд.
А. Лапшина
- Мы когда оцениваем и говорим, что не в состоянии, мы на самом деле не знаем, какая задача поставлена. Нам кажется, что дороги должны быть очищены от бордюра до бордюра, весь снег с проезжей части должен быть вывезен. А у людей, может быть, такой задачи не стоит. Им, может быть, говорят: сделайте так, чтобы улица была проезжей, прочистите тротуары, а парковки — бог с ними.
А. Кузьмин
- Это вы можете только догадываться, что такая устная просьба могла быть. На самом деле есть контрактные обязательства, есть техническое задание в том контракте. Никто отступать от муниципального контракта по законодательству не имеет права. На это есть контролирующие органы, есть заказчик. Вернемся к тому, что единый большой лот ежегодно разыгрывается, ежегодно его выигрывает одна компания и раздает субподрядчикам. Спрашивается: почему нельзя раздробить этот лот на более мелкие, точно так же вычленить зоны ответственности и разыграть эти лоты среди мелких подрядных организаций, которые имеют спецтехнику, сотрудников? И они точно так же будут участвовать в аукционах, будут понижать стоимость лота. Тем самым бюджет сэкономит определенные средства на этих торгах, которые можно будет направить на дополнительные работы, дополнительные участки. Именно так сейчас и происходит, то есть именно так ГДМС выделяет сектора, распределяет среди субподрядчиков и раздает им техзадания. Почему это нельзя сделать в рамках госзакупок и прозрачной, конкурентной среды? Второе. Если сейчас у субподрядчиков ответственность только перед ГДМС как своим непосредственным заказчиком, то в случае дробления лотов и участия в каждом лоте мелкого бизнеса отдельно, ответственность будет контрактная, перед заказчиком, муниципалитетом. Здесь включается вся огромная контролирующая машина: надзорные ведомства, правоохранительные органы, сам заказчик (муниципалитет) и так далее. Третье. Не нужно бояться малого бизнеса. В контракте на 800 с лишним миллионов рублей прописаны условия, что необходимо небольшую часть (если не ошибаюсь, порядка 15%) отдать на субподряд субъектам малого предпринимательства. Действительно, формально это ГДМС выполняет, но в последнем послании президента Федеральному Собранию был четкий сигнал и посыл региональным и муниципальным властям, что долю государственных и муниципальных закупок для субъектов малого предпринимательства необходимо повышать, доводить до 50%. То есть здесь есть федеральная инициатива, федеральный посыл, но местные власти опять сквозь пальцы и игнорируют эти призывы. Почему муниципальные власти не хотят отдавать малому бизнесу такие контракты?
А. Лапшина
- Потому что у малого бизнеса всего один трактор и один тракторист.
А. Кузьмин
- Неправильно. Именно этот малый бизнес нанимается в субподряд к этим крупным компаниям, таким как ГДМС и «Вятавтодор». Именно малый бизнес имеет технику в собственности, сотрудников. А у ГДМС и «Вятавтодора» их единицы. Власти всегда боятся того, что эти маленькие ОООшки обанкротятся после первого получения денег. На самом деле, это лукавство. В контракте на зимнее содержание дорог и тротуаров по сути нет как таковых гарантийных обязательств. Во-первых, авансирование не предусмотрено, то есть, за выполненные работы можно получить определенные денежные средства, а дальше занимайся чем хочешь. Хочешь банкротить организацию - твое право, как бизнесмена. Если хочешь, подавайся на новый контракт. Никто не говорит, что малый бизнес не выполнит контрактные обязательства. Наоборот, у них будет ответственность перед заказчиками-муниципалитетами. А не перед каким-то там МУП "Гордормостстрой".
Следующее предложение, необходимо вернуться к идее строительства и покупки, я убежден, что в данном случае за бюджетный счет, снегоплавильных комплексов. Этот опыт приемлем во многих регионах страны, особенно в Москве. Я знаком с этим оборудованием, был на московских полигонах снегоплавильных станций. Это очень быстрая и эффективная штука.
А. Лапшина
- Я понимаю, что не надо гонять машины, тратиться на бензин и прочее. Насколько я знаю, когда поднималась эта тема, говорили, что у нас сливать некуда. У нас ливневка не справится.
А. Кузьмин
- Ну, это уже технический вопрос. Вы знаете, что подготовлена проектно-сметная документация на строительство ливневой канализации, и в ближайшее время ожидаются федеральные средства в рамках празднования 650-летия нашего города для строительства целой сети ливневой канализации. На самом деле она у нас есть - 61 километр ливневки. Ее надо чистить, приводить в порядок. Это оправдания чиновников, которые не хотят этим заниматься. Снегоплавильные стационарные и мобильные комплексы - очень эффективная штука. Она точно не помешает нашему городу. Сэкономит бюджетные средства, сами себя они будут окупать.
А. Лапшина
- Алексей, почему за бюджетный счет, а не бизнес.
А. Кузьмин
- Это может сделать и бизнес, но это сложная ситуация с контрактом. Эти же установки необходимо будет городу брать в аренду на зимний период. Как это будет происходить? Мы же живем в формате госзакупок. Как может побеждать одна и та же организация? Опять будет непрозрачная система. Поэтому, с точки зрения контрактов и будущих договорных обязательств, эти установки должны принадлежать городу и находиться на балансе оперативной подведомственной организации.
А. Лапшина
- Еще одна вещь, которую вы пишите: увеличение длительности сроков контракта. Я напомню, что у нас контракт на содержание дорог впервые на 20 месяцев. Чиновники говорили нам, что это правильно, потому что те люди, которые будут содержать наши дороги зимой, им же придется содержать их и летом. То есть, весь песочек, которые они зимой высыплют, им же придется его и собирать. Вы предлагаете этот срок растянуть до 36 месяцев. То есть, это получается у нас 3 года.
А. Кузьмин
- Безусловно, я согласен с инициативой городских властей увеличивать муниципальные контракты. Был увеличен контракт до 20 месяцев, это здорово. Но все экономические подсчеты подрядчиков говорят, что средний срок окупаемости специализированной техники, которая необходима для подметания, уборки, вывозов составляет около 36 месяцев. Я считаю, чтобы подрядчиком было правильно, с прицелом на будущее планировать свою деятельность, контракт должен быть трехлетний.
А. Лапшина
- Люди должны понимать, что они купят технику и завтра не останутся без работы.
А. Кузьмин
- И эта техника будет работать по контракту и зимой, и летом. Есть техника универсальная, которая зимой работе с одними насадками, летом - с другими.
А. Лапшина
- Все ли мы сказали, или у вас еще что-то есть. Немножечко я потерялась в ваших предложениях. По-моему все озвучили?
А. Кузьмин
- Нет, есть еще несколько предложений. Власти города отказываются поэтапно от старых противогололедных реагентов - пескосоляной смеси. Этот продукт настолько неэффективен, грязен и неудобен в эксплуатации, что слава богу, что от него отказываются. Он работает только до минус 11 градусов: совершенно не эффективен в наших климатических условиях. Создает проблемы весной, когда этот песок постоянно надо вывозить. А его мало кто вывозит. Он копится в прилотковой зоне и оседает на газонах и тротуарах. Ничего хорошего от него нет. Надо переходить на современные реагенты, будь это твердые, как бионорд, или жидкие, или мраморная крошка. Каждый этот продукт имеет свои уникальные специфические особенности. Я думаю, что подрядные организации, тот же ГДМС, даст нормальную оценку каждому из продуктов, а горадминистрация сделает вывод уже на следующий сезон. Насколько я знаю, все равно в этом сезоне применяется песко-соляная смесь и каленый песок.
А. Лапшина
- Алексей, несколько предложений подробно и по пунктам. А теперь скажите, пожалуйста, вы сами, оценивая гибкость горадминистрации, видите возможность того, что ваши предложения будут реализованы в ближайшее время?
А. Кузьмин
- Безусловно, когда формулировались эти предложения, я же не на ветер их бросаю.
А. Лапшина
- То есть, вы надеетесь, что это реализуется.
А. Кузьмин
- Это публичное предложение, обобщенное, от многих кировчан. Поэтому, я думаю, что городская власть должна это услышать и какие-то выводы сделать. Из окон администрация чиновники видят, что происходит. Даже под окнами у них Карла Маркса скоро превратится в одноколейную.
Знаете, есть такая смешная серия с мистером Бином, когда он кушал мясо, оно ему не понравилось, и он распихивал в ресторане в разные места кусочки этого мяса. То под сахарницу, то под салфетку, то под тарелку, то под чемодан посетителю. У нас тоже самое со снегом происходит. У нас субподрядчики распихивают снег по углам, создают снежные валы, сужают проезжую часть, ждут весну. Чем больше мы обсуждаем этот вопрос, предпринимаем усилий, тем быстрее весна наступает. Весна наступит, снег стает и все вопросы администрации сойдут на нет. Субподрядчики будут довольны, все разойдутся. Бюджетные деньги будут освоены, все заработают новые майбахи и мерседесы.
А ГДМС останется с разбитым коленом и будет просить у горадминистрации разрешения взять очередной кредит в коммерческом банке. Вот такая история, она происходит из года в год, и, к сожалению, ничего не меняется, как раз такой я и делаю посыл. Надо что-то менять.
А. Лапшина
- Интересно, вы сначала сказали, что когда написали, надеялись, что все это воплотится, а в итоге все ушло в то, что ничего не меняется.
А. Кузьмин
- До сегодняшнего дня ничего не изменилось, но хотелось бы, чтобы было иначе.
А. Лапшина
- Мы ждем все-таки какой-то реакции. Я со своей стороны могу сказать, что я надеюсь увидеть машины, активно прибирающие правые ряды, обочины дорог, парковки. Парковки не чистят никогда, это большая беда даже здесь - в районе Театральной площади.
А. Кузьмин
- По поводу снежных этих вопросов еще дополню, что для привлеченных иногородних субподрядчиков, видимо, очень выгодный контракт. Настолько, что они имеют возможность приглашать сюда технику из других регионов – из Омска, из Смоленска, и если честно она сильно б/у. И кировчане в итоге видят, с каким качеством очищают город.
А. Лапшина
- Я, к большому сожалению, не очень много вижу техники на улицах. Еще одна история, связанная с бюджетными деньгами. Федеральная программа «Формирование комфортной городской среды» провалена. Я вот не знаю, можно так сказать или нет, если не освоен 31 миллион рублей.
А. Кузьмин
- Если это 1/5 часть всех поступивших по этой программе денег, то, считаю, она провалена. Но даже освоенные деньги, посмотрите, как были освоены. И в КСП города сказали, что деньги частично освоены неэффективно. Люди видели, что происходило в Кочуровском парке, где были закопаны десятки миллионов рублей, подрядчик не справился, субподрядчики не справились. Не знаю, что будет в этом году. Считаю то, что больше 30 миллионов будет отправлено обратно в федеральную казну – это косяк горадминистрации. Не уследили, не досмотрели, не поработали с подрядчиками, поздно разыграли аукционы, из-за чего подрядчики не успевали выполнить работы в срок, контрактные обязательства переходили в зиму. Только возврат 30 миллионов поспособствовал тому, что горадминистрация приняла решение разыгрывать аукционы раньше, весной. Это правильная инициатива, но почему она возникла только после того, как 30 миллионов пришлось отправить. Мы по этой программе работали в другом регионе, в Костромской области, за нами был такой глаз-алмаз со стороны администрации! У меня телефон обрывался, так сильно нас беспокоила местная власть. Потому что это федеральные деньги, и у них была федеральная ответственность. Но мы сделали все качественно, в срок и эффективно. Я не понимаю, почему кировская администрация так не контролировала подрядчиков, не приседала им на уши. В том числе, посмотрите, какого качества асфальт укладывали, какая техника там работала, это кошмар. Ощущение было, что главное - освоить деньги, а не сделать для людей благоустроительные работы.
А. Лапшина
- Ну, насколько я понимаю, все-таки позиция администрации немного другая: возврат денег обусловлен тем, что работы не приняли и сказали, что уж лучше вернем деньги, чем будем за счет бюджета делать вот такую, извините, лажу.
А. Кузьмин
-Значит, во время работ был недостаточный контроль, работы принимались уже постфактум. А в этом случае часть работ была действительно не принята. Довели до этого ситуацию.
А. Лапшина
- Изменится что-то в следующем году?
А. Кузьмин
- Очень хочется в это верить, то же и с зимним содержанием дорог и тротуаров.
А. Лапшина
- Боже мой, мы все время надеемся на что-то лучшее.
А. Кузьмин
- И всегда хочется во что-то верить.
А. Лапшина
- Ну давайте все-таки немного о хорошем. В Кирове появилась инициатива о возрождении футбольного клуба «Динамо». Такие планы есть у Федерации Любительской футбольной лиги. Поспособствовать возвращению клуба должно строительство крытого манежа и, как я понимаю, создание некой футбольной школы. Ну то есть на базе манежа дети смогут тренироваться круглый год, потом из них отберут звездочек, сформируют команду и после этого можно будет говорить о возвращении в профессиональный футбол. Насколько эти планы кажутся вам реальными? Ну понятно, мы не можем быть против. Это такая инициатива, которая вызывает желание сказать: пусть все сбудется.
А. Кузьмин
- Действительно, это очень хорошая, позитивная информация, что в Кирове рано или поздно все встанет на круги своя. Город был спортивной столицей, у нас было множество титулованных спортсменов, профессиональные команды. А сейчас профессионального спорта у нас почти не осталось. Хоккейная команда «Родина» пытается возродиться, но на ладан дышит, хоккейная «Олимпия», ФК «Динамо», так много легенд...
А. Лапшина
- Баскетбольные клубы у нас еще похоронены.
А. Кузьмин
- В общем, очень хорошая инициатива. Этим занимается сообщество предпринимателей, которым вообще небезразлична судьба нашего города, им интересен спорт, футбол. Любительская лига уже давно поводит турниры, десятки и даже сотни команд заявляются на них и пытаются втянуться в спортивную жизнь. И почему бы не возродить титулованный, известный в свое время клуб? И думаю, крытый манеж будет этому способствовать. Ребята будут получать необходимые знания и навыки. Может быть, сюда будут приезжать на смотрины представители различных футбольных клубов.
А. Лапшина
- Ага. И забирать всех наших воспитанников.
А. Кузьмин
- Пускай забирают. Если ребята способные, талантливые, пусть показывают себя на самом высоком уровне. А здесь будет определенный профессиональный уровень ФК «Динамо», как некой спортивной школы.
А. Лапшина
- Ну вот смотрите, тут, на самом деле, две составляющих, как мне кажется: детский спорт и профессиональный футбольный клуб. Все-таки одно дело детская школа и ее содержание и совсем другое — участие профессионального клуба в каких-то турнирах. Насколько я понимаю, с «Динамо» история закончилась именно поэтому. Не было денег на участие.
А. Кузьмин
- История закончилась потому, что и областной, и городской бюджеты перестали финансировать футбольный клуб. Именно она этих деньгах строилась финансовая основа клуба. Он жил за счет этих денег, платил зарплату. Кубышка была закрыта по-разным причинам, и объективным, и субъективным. Со многими из них я не согласен. Считаю, что бюджеты должны изыскивать определенные средства для поддержки профессионального спорта. Это нормально, такая ситуация абсолютно во всех регионах нашей страны. А Киров вдруг почему-то резко обрубает финансирование. Мне кажется, это неправильно и некрасиво по отношению к кировчанам и тем более — спортсменам.
А. Лапшина
- Вот эта новая команда, она финансироваться откуда должна?
А. Кузьмин
- Именно эта инициатива исходит от предпринимательского сообщества. У людей есть деньги, и может быть, они хотят — почему бы и нет — зарабатывать на футбольной теме. Манеж тот же строится не на бесплатной основе. Он будет сдаваться в аренду. Это бизнесмены, которые хотят вложить деньги в благое дело — спорт. И здесь речи о бюджетном финансировании не идет. Но я все равно считаю, что бюджет должен помогать. Может это будут не деньги, а помещения, земельные участки. А просто выступить в газете с заявлением, что город или область поддерживают спорт? Этого не достаточно. Считаю, что с «Динамо» все будет хорошо, так как за него взялся бизнес. Когда у нас за что-то берется бизнес, все хорошо получается. Когда за что-то берется власть, что-то не очень со многими инициативами.
А. Лапшина
- Еще одну тему успеваем обсудить. Не исключено, что в ближайшее время всем нам придется быть сдержаннее в наших оценках деятельности власти. Как в социальных сетях, так возможно, в эфирах и остальных СМИ. Это во-первых, касается фейковых новостей. Во-вторых, хотят наказывать за оскорбление представителей власти. Что вы думаете по этому поводу? Потому что профильный комитет Госдумы законопроект поддержал и рекомендовал к принятию в пером чтении. Хотя Минюст и Генпрокуратура даже его не поддержали.
А. Кузьмин
- Есть множество причин, почему это не было поддержано. Формулировки очень размыты в законе. Это все очень сложно доказуемо. Инициатор этой идеи представляет один из сибирских регионов, и у них там большая проблема с мусором. Если у нас, к счастью, или, к сожалению,все быстро прошло. И хотя много проблем, но у нас по крайней мере, все прозрачно — был разыгран аукцион, есть победитель и он тут уже пытается что-то сделать. А там — мусорный коллапс, мусор не вывозится с улиц, свалки переполнены, проблема эта не решена. Люди там негодуют. И вот представитель этого региона, который должен в Москве отстаивать интересы своего региона, занимается вот такой откровенной популистской ерундой. Вы же прекрасно понимаете, что депутаты в основном принимают законопроекты, спущенные им правительством. Сами-то депутатские инициативы можно по пальцам пересчитать. К сожалению, вот такие инициативы исходят как раз из депутатов.
А. Лапшина
- Примут или не примут?
А. Кузьмин
- Пройдет эта фейковая инициатива или нет. Запретят нам говорить, думать, писать или нет — самый важный вопрос и он будет очень показательным.
А. Лапшина
- Будем ждать первого чтения, Алексей Кузьмин был в нашей студии. До встречи.