13:06, 13 марта 2019
Особое мнение Алексея Кузьмина от 13.03.19
Время выхода в эфир: 13:06, 13 марта 2019
5365
0
Гости: Алексей Кузьмин
Ведущие: Мария Кожевникова

М. Кожевникова


- Здравствуйте. В студии Мария Кожевникова. 13:06 в Кирове. Начинается программа «Особое мнение». И сегодня его высказывает депутат 5 созыва гордумы, предприниматель Алексей Кузьмин. Алексей, добрый день.


А. Кузьмин


- Добрый день.


М. Кожевникова


- Алексей приятно на вас смотреть, вы улыбаетесь. К сожалению, слушатели это не видят. А вот как-то в нашем эфире сказали, что приехали в Киров после зарубежной командировки и заплакали. О неблагоустроенности нашего города тогда вы так образно выразились. Всем эта фраза понравилась и разлетелась по СМИ. Больше, чем полгода прошло — новая власть работает, создает новые организации, начальников меняет. А что-то изменилось в городе и в вашем восприятии или просто нервы крепче стали?


А. Кузьмин


- Хотелось бы, чтобы больше кировчан все-таки улыбалось при виде города. Чтобы больше кировчан испытывали положительные эмоции от него. И не случайно была мной вброшена такая фраза, что я расплакался, естественно это в фигуральном выражении. Но, тем не менее, действительно при сравнении с городами Европы, да даже с другими городами нашей страны, можно сделать неутешительный вывод, что Киров представляет из себя не очень презентабельное зрелище: разбитые тротуары, зимой нечищенные улицы, снег падает с крыш, грязные неухоженные фасады. С точки зрения городского хозяйства, городского благоустройства Киров действительно не дотягивает даже до самых середнечковых российских городов, поэтому и была сказана такая фраза. И я думаю, что это не только мои эмоции, не только мои чувства, это фраза из уст нескольких тысяч кировчан, которые каждый год бывают за рубежом.


М. Кожевникова


- И не меняется ничего?


А. Кузьмин


- Что касается изменений. Говорят, цыплят по осени считают. А мне кажется, что городскую власть считают по весне. И давайте уже подведем итоги, уже март месяц, зимние, снежные месяцы ушли в прошлое. И давайте сейчас проанализируем работу городской власти, какие она принимала решения, повлияли ли эти решения на жизнь кировчан. Ну давайте начнем с того, что действительно создаются организации, меняются их руководители, но это происходит достаточно часто, достаточно сумбурно, приглашаются где-то известные, где-то неизвестные, без опыта работы на этой специальности люди. И мы видим, что по сути деятельность городских предприятий и организаций за время руководства новой администрации не изменилась.


М. Кожевникова


- О каких, например, вы говорите предприятиях?


А. Кузьмин


- Да давайте мы возьмем любые муниципальные предприятия, те же МУПы, которые до сих пор существуют, те же акционерные общества - «Горэлекросеть», «Кировсвет», «Гордормостстрой». Вы знаете скандал с МУП «Кристалл». То есть все предприятия, которые на слуху, они на слуху исключительно с точки зрения скандалов, коррупционных связей, постоянной ротации управленческого персонала, постоянных интригам, связанных с передачей или непередачей имущества. 


Тот же МУП «Водоканал». Вот все эти вопросы постоянно возникают, и говорить, что городская власть справляется с муниципальным имуществом, с благоустройством, с транспортом — нельзя. Возьмите АТП. Спросите у кировчан, которые часто пользуются общественным транспортом, много ли положительного появилось в плане обслуживания «Автотранспортным предприятием». Что стало лучше? Качество сервиса? Нет. Цен билета? Нет. Новые автобусы и троллейбусы появились? Нет. Вот и возникают вопросы: а городская администрация это контролирует? Не знаю. На всех новостных порталах все, что связано в городской властью, наполнено некими скандалами, связанными с давлением на местный бизнес, с привлечением иногородних подрядчиков, с невыполнением тех или иных поручений, а не с позитивной работой.


М. Кожевникова


- Вы это к чему? К тому что надо власть менять или что власть должна менять свою работу?


А. Кузьмин


- Поднимите информационное поле нашего города и вы увидите, что это не СМИ такие плохие. Как у нас любит выражаться глава администрации, что СМИ находят только негативные информповоды. Это не СМИ плохие, это, видимо, с городской властью есть проблемы. Что касается менять или не менять. Вы знаете, я часто даю экспертные оценки для федеральных рейтинговых агентств, которые делают определенные прогнозы, ставят городскую, областную власть на определенные позиции согласно каким-то пунктам. Так вот последний мой анализ был связан с рейтингом главы администрации за первый квартал 2019 года, и лично я поставил неутешительные отметки. Потому что в последнее время кроме каких-то скандалов, обвинений и неучитывания мнения граждан, я от городской власти нечего не слышу.


М. Кожевникова


- Хочется попросить вас прокомментировать как раз негативный информповод, тот самый «коммунальный коллапс», о котором вы говорите. Снежная проблема, которая каждой зимой у нас возникает и почему-то никак не решается. Накануне снежная лавина, огромная снежная масса упала с крыши дома на Октябрьском проспекте и разбила три машины враз, одну отбросило даже, такой силы был удар. Произошло это ночью. Страшно подумать, что могло бы быть, если бы днем.


А. Кузьмин


- Складывается такое ощущение, что мы не в северном регионе живем и что для нас большое выпадение осадков — это какой-то нонсенс и так не должно быть. Нам постоянно говорит глава администрации, что в этом году выпало рекордное количество осадков, мы не справляемся. Мне кажется, это неправильный подход к делу, нужно быть готовым в северном регионе к снегу, к метелям и наледи. Что касается снежных масс на крышах жилых домов, то безусловно это проблемы и вопросы управляющих компаний. С ними, как отметил в том числе губернатор Игорь Васильев, у нас большие проблемы. Управляющих компаний очень много. Многие из них не имеют ни спецтехники, не специалистов, ни рабочего персонала, который готов оперативно и профессионально решать коммунальные проблемы. У нас около 80 управляющих компаний. Ни в одном городе, подобном нашему, нет такого количества «управляек». Это, конечно, конкурентный рынок. Это проблема бизнеса и вопрос бизнеса. Если создаются такие компании, значит это выгодно.


М. Кожевникова


- Ну вот вы говорите: конкурентный рынок. Но почему-то не видно по тому, как они работают, что у них там конкуренция. Может быть, проблема в отношении к работе? Жильцы говорят, что компания «АКОР», которая дом на Октябрьском проспекте обслуживает, не убирала снег с крыши за зиму ни разу, на обращения не реагировала. Они что там вообще ничего не боятся? Ни смертей, ни судов. Штрафов не боятся точно.



А. Кузьмин


- Вы сейчас акцентируете внимание на одной управляющей компании, которая сейчас на слуху из-за падения снега. В том числе ее губернатор обсуждал на оперативном совещании по управляющим компаниям. В СМИ разлетелась эта информация, именно об этой организации. Но я хочу отметить, что есть городская УК, УК Ленинского района, которая обслуживает несколько тысяч домов, в отличие от того же «Актив+» и «АКОР», которые сотни или даже десятки домов обслуживают. И Ленинская УК не справляется со своими обязанностями. Часто именно и эта компания не приходит в дома, не делает договорные работы. Проблема во всем рынке, она есть абсолютно у каждой УК в нашем городе. Если честно, по обещаниям кировчан я не знаю ни одной положительной с точки зрения работы и эффективности УК в городе.


М. Кожевникова


- Можно систему эту как-то поменять? Что повлиять может на УК?


А. Кузьмин


- В каких-то городах эту систему централизуют, где-то создают особые условия, где-то пытаются городские или муниципальные УК объединить, создать некоего коммунального управляющего монстра, которому через бюджетные средства покупают специализированную технику, нанимают грамотных специалистов, нанимают грамотный управленческий персонал, потому что без грамотно налаженной логистики, без подбора кадров невозможно управлять огромной УК. 


А у нас, посмотрите, черт ногу сломит в Ленинской УК. Сегодня один руководитель, завтра другой. Сегодня с русской фамилией, завтра с татарской. А что меняется? Ничего. Меняются только подрядчики. У нас появилось колоссальное количество подрядчиков у городских УК с пропиской в Татарстане. Разве это не перераспределение финансовых потоков? Мы сейчас не говорим об увеличении эффективности. Она не увеличилась, жалобы продолжают сыпаться и на городскую администрацию, и общественникам, и депутатам. Депутаты завалены письмами от жильцов, связанными с проблемами во взаимоотношениях с УК. Раньше как было принято — городская администрация показательно ругала «управляйки», что вы скидывают снег с крыши на тротуар, а мы не успеваем убирать за вами. Вызывали на ковер, где-то пытались налаживать системную работу. А сейчас что происходит? Кроме как полудавления на УК и перераспределения финансовых потоков мы ничего не видим. Поэтому этот рынок до сих пор является черной дырой нашего города, рынок до сих пор нуждается в кардинальном изменении, возможно, в укрупнении. Я всегда выступаю за конкурентный рынок, но мне кажется, что в данном случае на данном рынке конкурентная среда губительна.


М. Кожевникова


- По поводу укрупнения еще одного «коммунального монстра», как вы выразились, компании ГДМС, поговорим. Она стала генеральным подрядчиком, выиграла большой лот на 800 миллионов рублей, лот раздала субподрядчикам. Но к следующей зиме, как говорят власти, от этой зависимости от субподрядчиков хотят избавляться, закупать технику. На ваш взгляд, поможет это город сделать чище? Зависимость от субподрядчиков — это плохо или нет?

А. Кузьмин

 - Как вы правильно ответили, этот коммунальный монстр уже был создан достаточно давно. Но этот монстр заключается только в крупных контрактах. На самом деле это никакой не монстр. У ГДМС нет нужного количества специализированной техники (как и в других предприятиях), грамотных эффективных управленцев и рабочего персонала, чтобы этот контракт в полной мере своими силами обслуживать. Поэтому ГДМС вынужденно, а может быть и такая задумка, раздает все на субподряд. То есть все вопросы, которые перекладываются на подрядчика, на ГДМС, можно переадресовывать субподрядчикам. Городская власть говорит, что ГДМС неплохо заработал, оказывается, на всех этих контрактах, на летних, на зимних. И часть этих заработанных денег, бюджетных, подчеркиваю, не то, чтобы ГДМС взял и где-то со стороны на коммерческих подрядах заработал эти деньги и принес в муниципальную собственность колоссальную чистую прибыль. Эти деньги просто переложили из одного кармана в другой, из городской бюджета в бюджет некоего АО ГДМС. И эти деньги городская власть планирует потратить на покупку в лизинг специализированной техники. В принципе мысль неплохая. Но можно было к этой мысли прийти и раньше. И уже на этот большой контракт, который был заключен на 20 месяцев, можно было как-то подготовиться и в лизинг покупать эту технику. Тем более все мы знаем, что лизинг — это не заморозка своих собственных активов, это не такие вложения бюджетные, С лизингом можно было бы поиграть и раньше, и закупить эту технику. Только сейчас после страшного зимнего сезона, когда не справился никто, ни генподрядчик, ни субподрядчики, со своими договорными обязательствами, когда городская власть говорит, что будут не доплачивать по 220-30% от контракта, а то и больше, когда городская власть говорит, что были наложены колоссальные штрафы на подрядчика и субподрядчиков, давайте поднимем сайт госзакупок и посмотрим, какое количество было наложено на подрядчиков, там не такие уж большие штрафы, буквально несколько миллионов рублей. 


Если мы берем весь лот, 800 с лишним миллионов, то меньше 10 миллионов штрафов — не колоссальная нагрузка и не колоссальные штрафы. Но тем не менее городская власть любит в информационном поле навести шум, показать свою работу, свою якобы деятельность, поэтому так высокопарно выражаются. И принято решение закупить в лизинг новую технику и попытаться отказаться от субподрядчиков. Мне кажется, на сегодняшний день ни ГДМС даже с закупкой новой техники (речь идет лишь о нескольких десятках единиц техники, а надо несколько сотен) не справится без субподряда. И на летний период, и на зимой все равно ГДМС будет нанимать субподрядчиков. От этого никто не уйдет.


М. Кожевникова


- Этот сезон что показал: появление таких коммунальных монстров — хорошо или все-таки не очень?


А. Кузьмин


- Ничего хорошего в этом нет, я всегда говорил, что в плане строительства дорог, эксплуатации дорог и тротуаров в зимний/летний периоды монополизация рынка ни к чему хорошему не приводит. Все-таки дробление лотов, игра на аукционе, игра на понижение приведет этот рынок к конкурентности, будет борьба, грызня, можно так выразиться, за эти лоты. Подрядчики будут ронять цены, город сэкономит немалые средства, а подрядчики будут эффективно работать напрямую с городом. Не надо создавать прокладки в виде ГДМС. Сейчас субподрядчики вынуждены на поклон ходить к ГДМС, какому-то предприятию, с которым у них договорные отношения. Если бы лоты были раздроблены, все взаимоотношения были бы в рамках муниципального контракта с городом Кировом напрямую. И эффективность у них была бы выше, контроль со стороны города был бы выше. Никто никогда в Кирове не пробовал дробить лоты на содержание дорог и тротуаров. У нас всегда колоссальные лоты, берет один ГДМС или Вятавтодор и все раздает на субподряды.


М. Кожевникова


- Вы имеете в виду разделить дороги, тротуары?


А. Кузьмин


- Ну, условно говоря, дороги, тротуары районами, кварталами. Попробовать раздробить лот и попробовать, как это будет с точки зрения эксплуатации происходить. Что будет на практике. У нас с твердым лбом идут подписывать этот колоссальный муниципальный контракт, где не происходит никакого падения в цене, где всегда выигрывают одни и те же подрядные организации и тем же субподрядным организациям его раздает. В чем прозрачность и эффективность такой схемы? Давайте попробуем раздробить и посмотрим результат, а вдруг он будет лучше.


М. Кожевникова


- Ну вот смотрите, при этом вы говорите, что в сфере обслуживания домов нужно создать большого коммунального монстра. Тогда логика где?


А. Кузьмин


- Я как раз об этом и говорил, что именно на рынке коммунальных УК все-таки лучше это во централизовать. Но с эффективным менеджментом, с качественным набором специализированной техники, с полным штатным набором специалистов и рабочих. Если мы будем эффективно управлять крупным коммунальным хозяйством — это будет правильно. Мне кажется, выгодно и для города, и для жителей Кирова. 


А с точки зрения содержания дорог, тротуаров и ремонта дорог я призываю дробить муниципальный лот. Это не только мое, но и мнение многих специалистов и бизнесменов, что все-таки раздробленная система лотов правильнее. И поверьте, результат будет лучше, чем сейчас. А говоря о том, что у субподрядчиков не хватает техники для вывоза снега, у меня от такой фразы дрожь по телу. Как такое может быть? Ты же читаешь муниципальный контракт, твой экономический отдел проверяет его от и до. Ты смотришь оттуда все цифры, анализируешь все свои возможности, рабочий персонал, спецтехнику, справятся у тебя или не справятся. Готов ты перестроиться с летнего периода на зимний, переставить ковши, метелки на спецтехнике. Ты же это все анализируешь. А городская власть оправдывается за подрядчика, видите ли у них не хватает спецтехники для вывоза снега и уборки улиц. Ну как можно всерьез и вслух об этом говорить, тем более публично? Если не хватает - не подписывай контракт. Пускай в город зайдут другие подрядчики.


М. Кожевникова


- Управляющие компании тоже говорят, что не хватает, даже исправных лопат.


А. Кузьмин


- Это так и есть, потому что УК - это прокладки по выкачиванию денег и их переводу либо в офшорные компании, либо по обналичиванию в ооошки через подставные физлица. Это известный факт! И наши УК, Управляющая компания Ленинского района этим баловалась. Помните ту историю с рекламным бюджетом в 120 миллионов рублей, который заплатили московской рекламной компании? Не знаю, чем это дело закончилось. Вы много видели рекламы, и вообще она нужна? Это говорит о том, что деньги туда умышленно перекачивались, обналичивались и, видимо, переводили на аффилированные лица. Всем известно, что рынок управляющих компаний очень теневой, с мутными схемами, и навести там порядок, мне кажется, приоритетная задача городской власти.


М. Кожевникова


- Алексей, хочется перейти к другим темам. Пусть это будет капремонт. Нам повезло, тариф на него в этом году заморозили. С квадратного метра на 40 копеек будем платить меньше, чем изначально с нас хотели брать власти. Вместо 8, 70 будут брать 8,30 рублей, как в прошлом году. Объяснили это тем, что на счетах фонда скопилось много денег: 2 миллиарда - это половина из тех денег, которые с нас уже собрали. На них в банках по процентам набежало 250 миллионов рублей. Мы в редакции посчитали, при снижении платы на 40 копеек обычная кировская семья, живущая в двушке на каждого человека сэкономит по 5-7 рублей в месяц. Ну вот 250 миллионов и 5-7 рублей экономия для нас. Не маловато ли? Может быть вообще от платы стоит освободить, пока деньги в дело не пустят?


А. Кузьмин


 - Насчет оплаты, освободить наверно не получится, это федеральное законодательство и на региональном уровне отменить совсем не выполнимая задача. Что касается снижения региональной маржи, вот этой надбавки, мне кажется это позитивная информация. Хоть на какие-то копейки с населения денег стричь будут меньше. 


Что касается 5-7 рублей с семьи, маловато. Ни один семейный кошелек от этого разницу не почувствует. Как платили, так и будут платить. Как не получали качественную за это услугу, так и не получат. Но обратите внимание, что есть и определенные факторы, почему на счетах Фонда капремонта скопилось порядка 2-х неосвоенных миллиардов рублей. Речь идет о том, что не все подрядчики, которые привлекаются к работам по капремонту могут подобрать тот пакет документов для участия в заявках, не могут аккредитоваться. Есть же специальная аккредитация для подрядчиков по капремонту, то есть, не каждая ооошка или ИП может выставиться и забрать себе несколько домов для ремонта фасадов. Нет, это специальная аккредитация. Многим подрядчикам либо тяжело, либо лень готовить весь пакет документов. Это очень сложная большая бумажная волокита. 


Это не в укор Фонда капремонта, они вынуждены так работать из-за федерального законодательства. Из-за этой кропотливой работы не всегда подрядчики заходят на этот рынок. И самое страшное, когда с подрядчиками происходит волокита. То есть, когда они в полном объеме выполняют договорные обязательства, ремонтируют крышу, делают фундамент, но не могут вовремя получить оплату из-за проблем с документами. Это отпугивает подрядчиков. Мало того, что цены на этих аукционах изначально низкие, это вам не тендер на ремонт дорог и тротуаров, где изначально завышены, что тут любой будет рад зайти на такие цены. Но у капремонта цены изначально занижены. И подрядчиками невыгодно заходить на такие работы. Представляете, поменять фасад или инженерные коммуникации.


М. Кожевникова

 - Но многие тут могут сказать — извините, это проблемы Фонда, подрядчиков. Я как потребитель плачу свои деньги, плачу регулярно, дело при этом не движется. Может со следующего года плату стоит снизить, а не поднять?


А. Кузьмин


 - В этом плане областные власти хотят промониторить этот год, как Фонд справится с обязанностями с ремонтом. А вопросы с отменой тарифа нужно адресовать депутатам от Кировской области в Госдуме. Ситуация проблемна не только в нашей области. Подрядчиков много где не хватает, и они не успевают выполнять договорные обязательства.


М. Кожевникова


 - Мало времени, резко перескочу. Еще один тариф. Недавно появилась информация, что тариф на вывоз мусора может вырасти в полтора раза, так как пересчитали норматив ТКО на человека. При этом ваш коллега по партии Михаил Ковязин считал целы й месяц мусор, который производит его семья и все равно не смог дотянуть до норматива. Его увеличение, как вы к этому относитесь?


А. Кузьмин


 - Как соорганизатор митингов против мусорной реформы, слышу мнения людей, и нет пока ни одного положительного отклика. Платим в несколько раз больше, но люди не получают до сих пор качественную услугу. У вас стало больше контейнеров? Или может быть на площадке мусорной стало чище? Или, может быть, сортировка мусора появилась? Нет.


М. Кожевникова


 - Ну к сортировке они планируют стремиться, а на некоторых контейнерных площадках, действительно, стало чище. Люди говорят. У меня лично нет.


А. Кузьмин


 - За контейнерными площадками больше следят управляющие компании, и, видимо, из-за всех этих резонансных обсуждений они стали лучше следить за местами складирования мусора. Но у многих этого не происходит. С точки зрения услуги ничего не изменилось.


М. Кожевникова


 - Ну вот смотрите, если ничего не изменилось, может, и норматив тогда менять нельзя?


А. Кузьмин


 - Как раз эти вопросы будет задавать проверка ФАС, не Кировской, а федеральной. Они будут проверять этот тариф, норма накопления, все взаимоотношения регоператора и областной власти. Эта проверка должна показать какой-то результат. Во многих регионах тариф ниже, во многих регионах операторы выбирались не монопольно. А у нас, напомню, один подрядчик раздает очень, подчеркиваю, выгодные судподряды, где в качестве совладельцев чуть ли не те же самые люди. В других регионах между регоператорами идет конкурентная борьба, и они вынуждены снижать свои тарифы. У нас, как обычно, самое богатое население, готово платить больше всех по стране. Вот эти пустые объяснения, что у нас очень протяженная территория, мусор надо возить далеко, это никакой критики не выдерживает. Есть регионы гораздо большей площади, а тариф ниже.


М. Кожевникова


 - УФАС уже заявил, что хотят взяться за все тарифы. Игорь Артьемьев заявил о том, что в некоторых регионах граждане переплачивают 100% стоимости коммунальных услуг. Еще один вопрос затронем. По административной реформе. Губернатор говорит, что ничего не изменится. Лучше, хуже заживем, если губернатора здесь будет меньше?


А. Кузьмин


Я считаю, что это эффективная модель управления. Современная. Она есть во многих регионах. Есть некое оперативное лицо, этой кандидатурой может стать господин Чурин. Это лицо, которые выполняет поручения и контролирует ситуацию. Настоящий хозяйственник. А есть лицо, которое ведет дискуссии и переговоры на другом уровне. Возможно, это даст свои плоды. Вы же знаете, как в нашей стране построено финансирование — кто сильнее попросил, тому и дали.


М. Кожевникова


 - Думаете, сможет больше попросить?


А. Кузьмин


 - Мне кажется, Васильев со своими компетенциями в Москве, где много обсуждается федеральных программ и проектов. Мы же часто выпадаем из них из-за не вовремя сданной документации и прочего. Эта схема актуальна.


М. Кожевникова


 - Время наше подошло к концу. Алексей, спасибо большое.