Разработка специалистов РУМЦ ВятГУ основана на использовании VR-технологий в обучении студентов с инвалидностью.
В Москве, в ЦВК «Экспоцентр», проходит VII ежегодная национальная выставка «ВУЗПРОМЭКСПО», организатором которой выступает Министерство науки и высшего образования Российской Федерации.
10 декабря на одной из площадок
состоялись обсуждение практических решений и презентация кейсов российских университетов в контексте инклюзивного высшего образования. Участниками мероприятия, проведенного в комбинированном – как офлайн, так и онлайн - формате, стали представители Департамента координации деятельности образовательных организаций высшего образования Минобрнауки России, ресурсных учебно-методических центров по обучению инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья ведущих вузов страны.
Одним из самых успешных был признан кейс «VR-технологии в обучении студентов с инвалидностью» РУМЦ ВятГУ, представленный проректором по стратегическому развитию и проектной деятельности университета Константином Бажиным. Обладая исключительными возможностями обеспечения высокого качества и реальной доступности высшего образования для лиц с инвалидностью, особое значение VR-технологии приобретают при обучении студентов с нарушениями опорно-двигательного аппарата. При этом, констатировал спикер, преодолевается широкий спектр объективных трудностей; реализуются адаптационные, реабилитационные, компенсаторные задачи специального образования.
Еще недавно, заметил Константин Сергеевич, абитуриенты с нарушениями опорно-двигательного аппарата практически не выбирали направление подготовки «Инженерное дело, технологии, технические науки». Сегодня количество таких студентов в группе РУМЦ ВятГУ возросло в два раза. Это стало возможным благодаря созданному здесь совместно с партнерами кейсу, основанному на применении технологий виртуальной реальности – теперь желающие могут освоить ранее недоступные дисциплины профессиональной подготовки.
Константин Бажин рассказал о разработанных с использованием VR-технологий учебных симуляторах, обеспечивающих комплексную психологическую и физическую реабилитацию студента с инвалидностью. Адаптационная дисциплина «Безопасность жизнедеятельности» - удачный пример такого симулятора, позволяющего полностью замещать учебные действия студента в различных техногенных условиях. В результате студент с инвалидностью может свободно «перемещаться» в реальном пространстве, иметь доступ к любым объектам производственной инфраструктуры, без проблем осваивать навыки использования технического оборудования.
- Предлагаемый кейс сегодня вполне доступен, не требует сверхъестественных расходов. Это касается и стоимости комплекта оборудования, и затрат на разработку курса «под ключ», -
подчеркнул Константин Бажин.
Кроме этого, он сделал акцент на необходимости предъявления соответствующих требований к подготовке преподавателя курса с использованием VR-технологий. Помимо освоения психолого-педагогических компетенций для работы с лицами с инвалидностью, такой специалист должен обладать навыками работы с мультимедийным оборудованием.
Завершая выступление, представитель крупнейшего вуза Кировской области обратил внимание на аспект, который следует учитывать при разработке любых образовательных онлайн-курсов. Речь идет о требовании по их адаптации для обучения студентов с инвалидностью как обязательном для разработчика – в дальнейшем это позволит без промедления использовать новые курсы в инклюзивной среде, экономя ресурсы на доработку. Константин Бажин также выступил с предложением уделять внимание совершенствованию методик обучения не только по основным программам, но и по дополнительным.
- Студенты с особенностями развития в таких программах очень нуждаются, - выразил уверенность Константин Бажин.