Знакомьтесь с результатами рейтингов, читайте о вкладе вуза в решение стратегически важной для региона проблемы.
Как определить, насколько эффективно работает вуз? Одним из традиционных способов являются рейтинги – их, национальных и международных, в настоящее время существует большое количество. Вятский государственный университет, крупнейший вуз Кировской области, представлен в наиболее престижных из них. Так, в
Национальном рейтинге университетов («Интерфакс») по результатам 2020 года Вятский государственный университет занимает 30 позицию среди вузов РФ по параметру «Образование», 36-38 строчку по параметру «Социализация», 75 позицию по направлению «Инновации». Отметим, что, начиная с 2015 года, ВятГУ поднялся на 44 позиции, оказавшись 59 в общем зачете среди российских вузов. Кроме того, ВятГУ входит в ТОП-100 по версии рейтинга
«Национальное признание»: лучшие вузы 2020 ("Универ.Експерт").
ВятГУ достойно выглядит и в международных рейтингах. В 2020-м году университет впервые появился «на радарах»
рейтинга QS (Развивающаяся Европа и Центральная Азия»), заняв позицию «351-400», при этом в целом в данный рейтинг от России было включено всего около 120 вузов.
По результатам
SCImago Institutions Rankings 2021 ВятГУ занимает 44-ю строчку среди сильнейших российских вузов. Деятельность организаций оценивалась по комбинированному показателю с учетом исследовательской, инновационной и социальной позиций.
Очевидно, что высокая внешняя экспертная оценка деятельности Вятского государственного университета отражает способность вуза адекватно отвечать на вызовы времени наряду с решением стратегических задач. При этом, признавая важность высоких позиций в рейтингах, ВятГУ выстраивает свою работу, прежде всего, не ради них, а с целью улучшения качества подготовки будущих специалистов региона.
Напомним, что 19 июня в вузах России стартовала приемная кампания. В Вятском государственном университете по сравнению с прошлым годом
увеличено количество бюджетных мест на программы бакалавриата и магистратуры – их стало больше
на 188! Как обычно, ведется прием на бюджетные и платные места и в колледж ВятГУ: сейчас там обучается более 1000 студентов по программам среднего профессионального образования.
Наибольший прирост бюджетных мест в 2021 году отмечается на IT- и педагогических направлениях. Так, на IT-направлениях количество бюджетных мест очной формы обучения увеличилось
на 23 %!
Ежегодный прирост бюджетных мест на педагогические направления очной формы обучения наблюдается с 2016 года. За этот период количество бюджетных мест для будущих педагогов в ВятГУ
выросло более чем в два раза: с 186 до 413! Этот факт красноречиво свидетельствует о том, что вуз в курсе запросов региона; более того, совместная работа ВятГУ и руководства Кировской области в части развития системы школьного образования отлично налажена.
Приведем
несколько примеров, подчеркивающих верность выбранной вузом стратегии. В ВятГУ создан
Центр развития региональной системы образования, направленный на выстраивание партнерских отношений между вузом и общеобразовательными организациями, формирование условий для разработки и внедрения инновационных образовательных программ, повышение квалификации педагогов, а также привлекательности этой профессии в глазах выпускников школ. В частности, университет выступил организатором летних тематических смен на базе детских оздоровительных лагерей.
При ВятГУ создан
Совет по педагогическому образованию, в состав которого, помимо сотрудников вуза, вошли руководители образовательных учреждений Кирова, представители общественных объединений, Ассоциации молодых педагогов Кировской области, Министерства образования региона. В сотрудничестве с последним ведется постоянная
работа по поиску механизмов стимулирования выпускников вуза на трудоустройство в школы региона.
Базовая кафедра педагогических технологий и предметных методик – вы слышали о ней? Созданная на базе Лицея № 21 г. Кирова, она заключила соглашения со школами районов Кировской области. Одним из предметов сотрудничества явился реализуемый ВятГУ
проект «Педагогические классы», направленный на решение проблемы дефицита педагогических кадров в регионе. В каждом образовательном округе области созданы педагогические классы, в которых обучается без малого 300 человек. Им адресованы программы по профильным модулям «Введение в педагогическую деятельность», «Психолого-педагогический практикум», «Тайм-менеджмент», «Электронная дидактика» от лучших преподавателей Педагогического института ВятГУ. В итоге школьники наравне со студентами становятся участниками вузовских научных, образовательных, воспитательных проектов.
Заметим, что большое количество начинаний стартовало в рамках масштабного проекта
«Агентство образовательной инноватики», реализованного в период участия ВятГУ в Программе опорных вузов России. В числе наиболее успешных кейсов можно назвать проект
«Радуга педагогических идей», явившийся результатом работы команд студентов-будущих педагогов, школьных учителей, учащихся базовой школы. Разработанные и реализованные в течение года проекты – почти три сотни - были представлены командами на финальном фестивале; лучшие из них внедряются в образовательный процесс. Заслуживающим внимания представляется и
опыт образовательных консорциумов, выступивших интеграторами потребностей образовательных и производственных организаций, местных сообществ, органов власти.
Проведение
комплексного анализа учительского корпуса педагогического сообщества региона, форсайт-сессия
«Педагогический потенциал региона», создание
профориентационных площадок в формате WorldSkills Junior для занятий со старшеклассниками и чемпионата по компетенциям «Дошкольное воспитание» и «Преподавание в младших классах» - это лишь малая часть того, что в последние годы реализуется ВятГУ в рамках решения стратегически важной для области «педагогической» проблемы.
Среди недавних событий, нацеленных на развитие педагогического сообщества региона, искрометный
турнир педагогических кейсов «PROрешение» для молодых и будущих учителей, а также фееричный
фестиваль готовых образовательных решений – завершающее мероприятие интенсива «Учитель & Студент» крупного проекта «Развитие навыков профессионального наставничества в контексте совместного проектирования образовательных ресурсов предметных областей в системе «ученый – учитель – студент – школьник».
Хотите узнать больше о каждом из них? Читайте новости на сайте Вятского государственного университета.
Резюмируя, подчеркнем, что
за последние пять лет ВятГУ укрепил позиции в образовательном пространстве страны и планирует большую и интересную работу по
дальнейшему совершенствованию своей деятельности, цифровой трансформации. При этом
любой выпускник школы или техникума может стать частью команды изменений университета, региона, страны, мира и самого себя, поступив в ВятГУ.