Антисемитизм по степени своей опасности давно уже равен экстремизму, уверен
Вячеслав Моше Кантор, президент Европейского еврейского конгресса (ЕЕК) и признанный эксперт в деле борьбы с этой угрозой. На прошедшем в январе прошлого года Форуме памяти Холокоста Вячеслав Моше Кантор прямо выступил с призывом приравнять антисемитизм к экстремизму как в юридическом, так и в практическом ключе. Во-первых, это позволит здраво оценить ту степень угрозы, что он собой являет. Во-вторых, даст в руки борцов с ним действительно жёсткие и действенные инструменты.
Однако неправильно было бы считать, что проблема эта назрела лишь в последний год и обострилась с глобальным кризисом. К вопросу опасности антисемитизма Вячеслав Моше Кантор привлекал самое широкое общественное внимание на протяжении вот уже нескольких лет. Ещё в январе 2018 года, выступая в Риме на международной конференции ОБСЕ об ответственности стран, организаций и отдельных лиц в борьбе против антисемитизма, приуроченной особенно к 80-летию принятия итальянских законов о расах, президент ЕЕК особенно резко высказался о современном состоянии антисемитизма – тем более пугающем, если принять во внимание предшествующую историю, которая, казалось бы, должна была послужить современникам и потомкам вечным предупреждением против нетерпимости.
В своём выступлении Вячеслав Моше Кантор даже назвал символичным то, что сама конференция по проблемам борьбы с антисемитизмом состоялась в январе – ведь сам этот месяц по праву считается одним из самых трагичных для истории евреев в целом. Именно в этом месяце в 1942 году был принят план «окончательного решения еврейского вопроса» нацистами, план, который по сути представлял собой смертный приговор для миллионов людей, а реализация его за последующие четыре года унесла жизни 60% еврейского населения Европы. Потери были столь значительными, что вернуть численность евреев к довоенному уровню удалось лишь в наше время – однако и сегодня в самой Европе евреев проживает в шесть раз меньше, чем до войны. На январь приходится и Международный день памяти жертв Холокоста – в честь даты освобождения концентрационного лагеря Освенцим советскими войсками.
После войны весь мир долгие годы пытался осмыслить и предотвратить новую вспышку ненависти, способную привести к подобным последствиям, напомнил Вячеслав Моше Кантор. Нередко это выливалось и законопроекты, декларации и заявления о намерениях как от государств, так и от их объединений. Примером такого стала и принятая в Риме в 1993 году Декларация ОБСЕ об агрессивном национализме. Как подчеркнул Вячеслав Моше Кантор, уже тогда, более двадцати лет назад, в этой декларации было отмечено, какую напряжённость в отношениях между странами и народами создают агрессивный расизм, ксенофобия, национализм и антисемитизм. Помимо этого, эксперты отметили и то, что все эти явления в целом подрывают международную стабильность и по сути встают на пути усилий международного сообщества по закреплению всеобщих прав человека по всему миру.
Вячеслав Моше Кантор – не без сожаления – вынужден признать, что последующие годы и особенно события последних лет лишний раз подтвердили, насколько точны и правдивы были эти выводы. Примером Вячеслав Моше Кантор считает ситуацию в современной Европе, где резкий всплеск активности и популярности радикальных националистических сил (причём как правых, так и левых) привёл к тому, что эти силы начали получать в свои руки реальную власть. На это необходимо наложить и то, как медленно Европа восстанавливается до сих пор после глобального кризиса, разразившегося десятилетие назад; насколько высок процент безработицы, особенно среди молодёжи; и насколько всё очевиднее становится социальное неравенство между гражданами, особенно – на фоне миграции и столкновения представителей совсем разных культур.
«Всё это разбудило демонов ксенофобии и антисемитизма», - подводит итог Вячеслав Моше Кантор, призывая мировое сообщество в полной мере осознать существующую в мире угрозу нетерпимости.