24 ноября в «Точке кипения» Вятского государственного университета прошло открытие Всероссийского форума инклюзивного высшего образования «Инклюзивная культура: от методологии к "коробочным решениям"». Он продлится с 24 по 25 ноября в гибридном формате: онлайн и офлайн.
Всероссийский форум проводится по заданию Министерства науки и высшего образования РФ. Перед российскими Ресурсными учебно-методическими центрами была поставлена задача обобщить опыт и представить новые направления деятельности по сопровождению инвалидов.
Форум «Инклюзивная культура: от методологии к "коробочным решениям"» стал двухдневной площадкой для модерирования и проектирования новых направлений, связанных с новым Межведомственным комплексным планом по сопровождению людей с инвалидностью и ОВЗ.
На открытии с приветственным словом выступил Ректор Вятского государственного университета Валентин Николаевич Пугач:
- Мы прошли долгий путь от постановки задач до приобретения уже практического опыта по внедрению инклюзивных технологий в образовательных учреждениях. Сегодня мы можем честно, без излишней официальности поговорить и обсудить, что у нас получилось. К концу завтрашнего дня мы получим понимание, какие готовые коробочные решения мы готовы предложить и нашему учредителю, и нашим партнерам, и нашим коллегам.
Гостей Форума также поприветствовали Президент Всероссийского общества слепых Владимир Васильевич Сипкин и Михаил Геннадьевич Осокин, заместитель председателя Всероссийского общества инвалидов, директор по региональному развитию. Участие представителей общественных организаций особенно важно для объективной оценки вопросов о потребностях людей с инвалидностью и ОВЗ, которые актуальны сегодня.
На данный момент в российских вузах обучается около 34 000 инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. За последние годы эта цифра выросла, в том числе благодаря успешному функционированию Ресурсно-учебных методических центров, которые помогают в методическом и техническом оснащении вузов.
На Всероссийском форуме в очном формате приняло участие около 170 представителей филиалов РУМЦ, вузов, органов власти, некоммерческих организаций и предпринимателей. Все специалисты заинтересованы в продвижении и улучшении инклюзивной культуры в стенах высших учебных заведений – в создании таких условий для обучения лиц с инвалидностью и ОВЗ, которые позволили бы им полностью раскрыть свой потенциал.
- Инклюзивная культура, на мой взгляд, – это многоуровневое понятие. Сюда входит возможность осуществлять свои права наравне со здоровыми гражданами во всех сферах жизни, – прокомментировала Москалева Светлана Александровна, заместитель начальника отдела анализа, оценки и развития деятельности образовательных организаций Департамента координации деятельности образовательных организаций Минобрнауки России,–
Конечно, остаются некоторые проблемы. К примеру, на сегодняшний день они связаны с тем, что в системе появится большое количество инвалидов вследствие военных травм, но система РУМЦ будет готова осуществлять учебно-методическую поддержку вузов, применять адресные меры поддержки, и таким образом, как мы думаем, образование станет билетом в жизнь для многих людей с ограниченными возможностями здоровья.
Всероссийский форум инклюзивного высшего образования стал одним из ключевых мероприятий этого года для всей сети РУМЦ Российской Федерации. Последнее мероприятие такого формата прошло в 2019 году. По словам руководителя РУМЦ ВятГУ Светланы Борисовны Башмаковой, тогда работа только начиналась, и специалисты приезжали, чтобы обмениваться опытом, а сейчас у РУМЦ уже есть возможность оценить практические результаты.
24 ноября команда специалистов РУМЦ ВятГУ вместе с коллегами из российских вузов провела моделирование инклюзивных практик по 6 направлениям, в которые входят инклюзивные практики межведомственного взаимодействия, трудоустройства, цифровизации в обучении, организации дополнительного образования, общественной оценки качества, а также волонтерские практики. Главная цель моделирования – познакомить представителей вузов с различными и уже апробированными возможностями.
- На магазин «коробочных решений» мы возлагаем большие надежды. Мы планируем, что он поможет людям перестать бояться демонстрировать свои наработки и отдавать другим их использовать, – Светлана Борисовна Башмакова, руководитель РУМЦ ВятГУ.
Онлайн-магазин «коробочных решений» – это оригинальная разработка РУМЦ ВятГУ для простого обмена инклюзивными технологиями, методиками и продуктами. Говоря иначе, «коробочное решение» – это такой продукт, который можно приобрести, внедрить и использовать на территории своей организации без привлечения сторонних специалистов. В настоящий момент в онлайн-магазине выставлено 69 решений из разных регионов Российской Федерации.
В течение первого дня Форума прошло несколько сессий, а затем пленарные дискуссии, на которых участники могли задать вопросы и обсудить самые важные аспекты своей работы.
Так, первая панельная дискуссия «Инклюзивная культура в российском вузе: от методологии к "коробочным" решениям» прошла под модерацией проректора по стратегическому развитию и проектной деятельности Вятского государственного университета Константина Сергеевича Бажина – он также является одним из авторов магазина. Константин Бажин подробно описал принцип работы онлайн-магазина и чем формат «коробочного решения» отличается от любого другого продукта.
25 ноября, в последний день работы, Форум будет посвящен моделированию, питч-сессиям и нетворкингу. Напомним, что события, проходящие в актовом зале «Точки кипения» ВятГУ,
транслируются на официальном сайте Форума. Вы также можете следить за обсуждениями в сфере инклюзивной культуры онлайн, присоединившись по ссылке в Teams, которые указаны в
программе.
Возрастное ограничение 16+