В Вятском государственном университете разработана методика, позволяющая оптимизировать самочувствие студентов с инвалидностью

Новости 16:47, 06 февраля 2024 381 0

Успешный кейс будет тиражироваться в рамках деятельности РУМЦ ВятГУ. 

С каждым годом в российских вузах увеличивается число студентов с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью. Для большинства из них занятия физкультурой не являются привычными. В то же время давно известно: движение – это жизнь, физическая активность показана любому человеку; главное – организовать ее правильно, с учетом индивидуальных особенностей и возможностей организма. Этими установками руководствовались ученые Вятского государственного университета, давно и успешно занимающиеся проведением комплексного обследования морфофункциональных и психофизиологических показателей организма человека. Их ценный опыт был использован при работе со студентами, имеющими инвалидность.

- Давая рекомендации здоровым людям, мы обращаем внимание на ограничения и риски: они действительно есть практически для каждого. Люди, живущие с болезнью, точно знают, что им нельзя. При этом зачастую они не задумываются о том, что им можно; как они могут изменять свои резервы, ориентируясь на самочувствие, и фактически повышать качество жизни, - заметила зав. кафедрой медико-биологических дисциплин Марина Морозова.

Сотрудники кафедры предложили и апробировали методику физической рекреации, двигательной активности для удовольствия, обучающихся с нарушением здоровья. Участникам исследования в зависимости от их возможностей и индивидуальных предпочтений были рекомендованы различные виды посильной и оптимальной для их состояния активности. Среди них адаптивное плавание, скандинавская ходьба, гимнастика, спортивные игры.

Студенты занимались на разных площадках университета, соответствующих требованиям программы «Доступная среда». Научно-методическое сопровождение процесса двигательной активности обеспечивали вузовские специалисты адаптивной физической культуры.

Использование алгоритма научно-методического сопровождения физической рекреации способствовало снижению тревожности, повышению самооценки и мотивации, оптимизации психофизиологического статуса занимающихся.

Ключевые идеи разработанной методики нашли отражение в статье «Влияние физической рекреации студентов с инвалидностью на показатели их психофизиологического статуса»,  опубликованной в высокорейтинговом научном журнале «Теория и практика физической культуры» (№1 за 2024 год). В авторский коллектив вошли доценты ВятГУ Елена Ведерникова, Марина Морозова, Галина Ковязина. Они сообщили, что деятельность по востребованному направлению продолжится, а успешный продуктовый результат РУМЦ ВятГУ будет предложен коллегам из других российских вузов.