В регионе это первый подобный судебный процесс.
Истцом выступает зарегистрированное в Кировской области ООО «Завод железобетонных изделий «Профстрой». Ответчиком – работающее на территории Шарьи Костромской области ООО «Свисс Кроно».
На уровне России в настоящее время идут суды лишь по одному аналогичному делу – по иску отечественного автогиганта ГАЗ к немецкому концерну Volkswagen. В том и другом случае на фоне антироссийских санкций иностранные компании, по-видимому, пытаются уйти с российского рынка, не расплатившись по счетам с партнерами, пусть и бывшими.
Ограничивающие ведение бизнеса в рамках единой конкурентной среды реалии и стали причиной обращения кировской компании в судебные инстанции. Вместо конструктивного диалога, по мнению ее представителей, не выполнившая договорные обязательства сторона-ответчик затягивает процессы и создает административные барьеры для разрешения конфликта цивилизованным путем.
В картотеке на сайте арбитражного суда мы обнаружили сразу несколько судебных дел о взыскании денежных средств, истцом по которым выступила кировская компания. С учетом политики федеральных и региональных властей, направленной на всестороннюю поддержку российских предпринимателей, посчитали важным предать эти судебные споры огласке.
ОБЕЩАНИЯ ЗАКАЗЧИКА И УБЫТКИ ПОДРЯДЧИКА
Два года назад ООО «Завод железобетонных изделий «Профстрой» стал победителем торгов на строительство линии по производству OSB-плит с ежегодной мощностью более 600 тыс. кубических метров на территории города Шарья Костромской области. Запуск планировался на 2023-й. Проект реализует ООО «Свисс Кроно», входящее в состав швейцарской группы компаний SWISS KRONO Group.
- Весной 2021 года мы приняли участие в тендерной процедуре на выполнение работ по строительству нового производственного корпуса, которая длилась около 3 месяцев. Выиграли среди 4 участников. Подписали контракт, общая сумма которого без НДС превышала 1,7 млрд рублей. 1 сентября приступили к его исполнению. Нам необходимо было выполнить работы по устройству нулевых циклов. На все работы, по условиям контракта, отводилось 14 месяцев, – прокомментировал ситуацию, отвечая на наш запрос,
соучредитель ГК «Профстрой» Дмитрий Боровских.
На тот момент, продолжил он, даже мыслей не возникало, что при работе с таким заказчиком как ООО «Свисс Кроно» могут возникнуть сложности. Тем более в отношениях с нами – компанией, которая известна по всей России и является постоянным поставщиком и партнером таких организаций как Роснефть, Лукойл, Т Плюс, Ростелеком, Россети и многих других.
Все обязательства подрядчик выполнял в полном объеме. Замечаний со стороны заказчика не было, всё это подтверждено журналами выполнения работ. Как до определенного времени не было и проблем с оплатой.
Однако, продолжил собеседник, после 25 февраля 2022 года заказчик в одностороннем порядке перестал исполнять договоренности в рамках достигнутого и подписанного сторонами протокола о намерениях, в частности, оплачивать выполненные работы. В неофициальных разговорах проскользнули политические моменты – указание со стороны недружественных стран не развивать деятельность на территории Российской Федерации.
- За период с 1 сентября 2022 года по 25 февраля 2023-го наше предприятие выполнило порядка 35% всего объема работ на общую сумму около 600 млн рублей. И даже после февраля прошлого года мы не перестали выполнять свои обязательства, чтобы не нарушить производственный цикл. Более того, при отсутствии авансов со стороны заказчика проинвестировали собственные средства. Только на подготовительном этапе наши вложения в проект превысили 200 млн рублей: в начале сентября на территории строительства объекта установили бетонный завод, провели линии электропередач, построили строительный городок, вблизи территории приобрели и установили общежитие для рабочих (их на тот момент было около 240 человек, в том числе из Кировской области). Дополнительно приобретали технику и оборудование. Постоянно с опережением завозили строительные материалы. Полностью была подготовлена вся инфраструктура, то есть технологически всё было сделано для того, чтобы с приходом весны приступить к активной стадии строительства, – продолжил Дмитрий Евгеньевич, поясняя позицию компании в полном объеме и в срок выполнить взятые на себя обязательства.
Убытки подрядчика увеличивались и в дальнейшем. Так, на протяжение более полугода, в течение которого представители «Свисс Кроно» заверяли кировскую компанию в возобновлении работ по строительству линии, на период вынужденного простоя выплачивалась зарплата сотрудникам.
- Заказчик всё время кормил обещаниями: работу вот-вот возобновим, с вами рассчитаемся. Этого не произошло. Мы несколько месяцев по-хорошему пытались решить вопрос об по уплате задолженности и компенсации затрат: только за выполненные работы сумма долга перед нами составляет около 60 млн рублей, – продолжил соучредитель ГК.
Пытались договориться и о компенсации понесенных подрядчиком убытков, причем минимальной.
- Реализовывая свои возможности в рамках существующей конкурентной среды мы имели возможность исполнять контракт в любой другой сфере. Объект в Шарье на тот момент нам показался наиболее интересным, по этой причины отказались участвовать в другом аналогичном заказе – на строительство крупного деревообрабатывающего комбината в Республике Удмуртия: на нас выходила с предложением компания «Увадрев-Холдинг», – продолжил Дмитрий Евгеньевич.
ВЫНУЖДЕННЫЕ ПРОЦЕССЫ
Кировский подрядчик до последнего не выходил в суды, чтобы не портить репутацию бывшего партнера. Вынужден был это сделать, как пояснили в кировской компании, из-за полной демонстрации неготовности со стороны ООО «Свисс Кроно» попытаться решить вопрос цивилизованным путем.
Первые иски по взысканию задолженности за выполненные работы и компенсации затрат направлены в судебные инстанции в прошлом году. Часть решений уже вынесена: после получения части денег кировский завод отозвал иски. Сейчас готовится еще несколько исковых заявлений. В целом невыполнение обязательств со стороны «Свисс Кроно», суммы понесенного со своей стороны ущерба и упущенной выгоды кировская компания оценивает в 390 млн рублей.
- В сложившейся ситуации мы пытались понять – каким образом в рамках заключенного договора стороны продолжат его реализацию, поскольку заказчик фактически приостановил исполнение взятых на себя обязательств, – добавляет
директор по правовому обеспечению ГК «Профстрой» Дарья Хлыбова. –
Стоит отметить, что деловая переписка между сторонами судебного процесса еще до момента заключения договора на стадии преддоговорных переговоров длилась более 3 месяцев, в итоге стороны подписали протокол о намерениях. ООО «Завод железобетонных изделий «Профстрой» в своей деятельности при реализации проекта полностью полагалось на заверения деловых партнеров из Швейцарии, казалось, что все возможные нюансы предстоящих взаимных переговорным процессом урегулированы.
Однако, 29 апреля 2022 года, уже в процессе выполнения строительных работ от ООО «Свисс Кроно» нами было получено письмо о приостановлении реализации проекта в связи с санкционной политикой ЕС, в частности, по причине невозможности ввезти на территорию РФ оборудование для завода по производству ОСБ. Объективно говоря, швейцарские партнёры потеряли экономический интерес к дальнейшему исполнению договора, однако потребительские свойства объект строительства для заказчика не потерял. Разрешение конфликта перешло в обмен корреспонденцией. длившийся более полугода, в итоге у заказчика закончился срок действия разрешения на строительство объекта. С нашей стороны были направлены десятки официальных писем, на которые получены однотипные формальные ответы.
Действия юристов, сопровождающих судебные разбирательства со стороны ООО «Свисс Кроно» дискредитируют репутацию швейцарской компании. В судебных заседаниях они, похоже, избрали стратегию затягивания процесса под всевозможными предлогами, которые кроме недоумения у нас ничего не вызывают. В настоящее время допуск на объект ограничен. Наши ответчики уклоняются от осмотра и приёмки работ и допускают на объект только по определению суда. Для того, чтобы собрать необходимую информацию и доказательства для подготовки к судебным заседаниям, нам необходимо ходатайствовать в суде о предоставлении допуска на территорию завода.
Этот судебный процесс носит беспрецедентный характер – как экономический спор в существующих реалиях, добавляет директор по правовому обеспечению ГК «Профстрой».
- Решить вопрос цивилизованным путем все еще можно, – уверена Дарья Михайловна. –
Нерешаемых ситуаций в бизнесе не бывает. Бывает нежелание признать свои ошибки и попытки всеми правдами и неправдами не отдавать то, что должен. Однако на сегодняшний момент ситуация такова, что мы через суды вынуждены доказывать недобросовестность нашего контрагента по неисполнению преддоговорных и договорных обязательств, закрепленных юридически – в соответствии с законодательством Российской Федерации.
ЗАРОЖДЕНИЕ СУДЕБНОЙ ПРАКТИКИ
В этом споре, который обещает быть показательным, есть и другая сторона вопроса – потери бюджетной системы РФ. Из-за разрыва отношений, недополученного дохода со стороны кировской компании поступления в виде налогов недополучает и бюджет. По факту, своего рода тоже упущенная выгодна, но уже не отдельной взятой российской компании, а бюджетной системы страны.
В Кировской области, насколько нам известно, подобный судебный спор рассматривается впервые. Впрочем, на общероссийском уровне также формируется прецедент: Арбитражный суд Нижегородской области рассматривает громкое дело по иску автозавода «ГАЗ» к предприятиям немецкого концерна Volkswagen. Иностранный партнер решил покинуть России, перестав размещать заказы на площадке автозавода в Нижнем Новгороде, где со стороны ГАЗа создана вся инфраструктура для перспектив многолетней работы. Российский автозавод требует с ответчика более 28 млрд рублей долга и убытков. В настоящее время дело рассматривается в закрытых судебных заседаниях.
По мнению профессионального сообщества, вне зависимости от принадлежности хозяйствующих субъектов к той или иной стране, в России предприятия любого уровня в первую очередь должны работать по российским законам и учитывать интересы отечественного бизнеса. И разрешение любых спорных ситуаций также должно проходить в рамках российских норм и требований, которые необходимо соблюдать обеим сторонам.