Ученые ВятГУ разработали элементы транспорта будущего

Новости 11:22, 11 марта 2025 66 0

Коллектив ученых под руководством профессора кафедры технологии машиностроения ВятГУ Сергея Плотникова разрабатывает агрегаты и системы для работы ДВС на новых топливах.

Транспорт_3.jpg

Во все века наука являлась основой прогресса. Полученные знания позволяли человечеству развиваться и духовно, и материально, становясь производительной силой общества. При этом, как правило, время между научным открытием и его практической реализацией всегда составлял значительный срок. Открытие фотографии прошло этот путь более чем за сто лет, телефон - примерно за шестьдесят лет, радиолокатор - за пятнадцать, ядерный реактор - за десять. Разработки нынешних ученых также будут востребованы, скорее всего, спустя время.

В современной литературе опубликовано много данных исследований о возможности использовать минеральные, растительные, синтетические виды топлива в двигателях внутреннего сгорания. Но большинство исследований не решают основной проблемы – машины изначально не созданы для альтернативного топлива. Для того, чтобы использовать другие виды источников энергии, должна быть создана система, которая сможет адаптироваться к их свойствам и обеспечит их использование.

Транспорт_2.jpg

- Нефть когда-то закончится, и мы должны быть к этому готовы. Кроме того, сейчас все мировое сообщество говорит о проблемах экологии, поэтому мы ведем разработки, которые будут способны заменить нефтяное топливо, параллельно снижая экологическую нагрузку на окружающую среду. Альтернативы нефти имеют другие свойства, поэтому для новых источников энергии необходимо создавать агрегаты, которые будут позволять топливо хранить, подавать, воспламенять, чтобы машина на нем надежно работала, - отметил Сергей Плотников. 

Модернизированная система питания дизеля в тракторе или автомобиле должна решать несколько задач. Среди них – качественно смешивать нужные ингредиенты топлива для каждого режима работы, обеспечивать нужный уровень подогрева топливной смеси, регулировать угол впрыска и дозу топлива в зависимости от режима работы. В ходе испытаний было рекомендовано несколько конструкций систем питания, которые позволяют дизелю работать на различных альтернативных топливах, регулируя состав и количество смеси. Все разработанные конструкции защищены патентами РФ на изобретения.

- Мои разработки и исследования моих учеников направлены на достаточно близкое будущее. Мы сейчас занимаемся тем, что разрабатываем отдельные агрегаты для хранения, подачи, регулирования и зажигания топлива. И, конечно, проверяем, как работает мотор при использовании альтернативного топлива и новых систем, как в стендовых, так и в эксплуатационных условиях

Транспорт_4.jpg

Транспорт_5.jpg

Транспорт_6.jpg

По замыслу ученых, запуск и прогрев дизеля осуществляется на традиционном нефтяном топливе. После прогрева открываются краны для подачи альтернативного топлива или смеси. Датчики модернизированной системы измеряют состав и свойства топлива и передают данные в электронный блок управления, который автоматически настраивает параметры топливоподачи и режимы работы вспомогательных устройств.

Например, фотоэлектроколориметр определяет состав топлива по его плотности. Исходя из значения состава, электронный блок определяет нужное количество подаваемого топлива, момент топливоподачи, необходимость подогрева и другие параметры.

Транспорт_7.jpg

Использование новых систем позволяет поддерживать работу дизеля на заводском уровне и даже улучшать некоторые показатели, такие как расход топлива, содержание сажи и токсичных компонентов в выхлопе. Отметим, что модернизированные системы топливоподачи позволяют дизелю стабильно работать на разных видах альтернативного топлива.

Испытания разработанных систем проводятся в Белорусской государственной сельскохозяйственной академии на полноразмерных двигателях при участии профессора Анатолия Карташевича и его учеников, успешно применяются на практике.