Подошел к завершению четвертый год проведения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах (далее – МКД), расположенных в Кировской области. Областная программа «Капитальный ремонт общего имущества многоквартирных домов в Кировской области» (далее – Программа) была утверждена Правительством Кировской области 21.03.2014, подрядные организации приступили к ремонту домов в начале 2015 года. За этот период было отремонтировано порядка 2000 МКД, а это 546 крыш, 232 лифтов, 363 фасадов, 442 фундаментов, 167 подвалов, 1812 инженерных сетей, за все это время были улучшены условия проживания около 137 тыс. людей.
Это огромный объем работы, который выполнен совместными усилиями Правительства Кировской области, НКО «Фонд капитального ремонта» (далее – Фонд), подрядных организаций, муниципалитетов, управляющих организаций, и, конечно же, собственников жилья. И стоит отметить, что показатели выполненного в Кировской области капитального ремонта, превышают своими цифрами многие регионы страны.
Конечно, результаты реализации Программы радуют, поскольку до введения современной системы, капитальный ремонт МКД никем не обеспечивался и носил точечный характер. В связи с этим, техническое состояние домов стремительно ухудшалось, проблема приняла глобальный масштаб. Сейчас же стоит рассчитывать на то, что капитальный ремонт придет в каждый МКД области, который его требует.
Любое начинание не обходится без трудностей. Это и неприятие гражданами необходимости уплачивать взносы на капремонт, отсутствие достоверной информации о техническом состоянии жилого фонда, фактическая неготовность подрядчиков к объемам ремонта, который, к тому же, достаточно специфичен в связи с условиями его проведения и непосредственным взаимодействием с собственниками, которые не всегда готовы пустить в свои квартиры для проведения работ. Сейчас это основная проблема при организации капремонта инженерных систем в МКД, поскольку они зачастую проходят через помещения собственников, в которых произведен косметический ремонт и трубопроводы скрыты под отделочными материалами. Также возникали трудности, связанные с несовершенством законодательства в сфере капремонта. Не обходилось и без аварийных ситуаций, которые случались при производстве работ по каким-либо причинам.
В настоящее время система капремонта в Кировской области претерпела множество изменений, как посредством законодательных норм, так и усовершенствования внутренних процессов Фонда. Можно рассказать о следующих существенных изменениях, которые вносились в период действия Программы.
Отбор подрядных организаций, в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации № 615 от 01.07.2016, стал осуществляться только из реестра квалифицированных подрядных организаций, который формируется министерством энергетики и ЖКХ Кировской области. Это позволяет обеспечить надежность правоотношений Фонда с подрядными организациями, качество выполнения ими работ, а также гарантию качества таких работ в течении 5 лет.
Постановлением Правительства Кировской области от 22.02.2018 № 81-П введены новые виды работ, которые ранее не были предусмотрены Программой. Это работы: по установке автоматизированных информационно-измерительных систем учета потребления коммунальных ресурсов и коммунальных услуг (общедомовые счетчики), по установке автоматических узлов управления и регулирования потребления ресурсов, узлов погодного регулирования, работы по реконструкции строительных конструкций, инженерных сетей МКД. Данные виды работ позволят повысить энергоэффективность домов.
Также указанным выше нормативным актом был введен принцип комплексного выполнения работ, курс на который в настоящее время принят Фондом. Данный принцип подразумевает, что подрядная организация, заходя на объект, выполняет несколько видов работ, функционально связанных между собой (например, крышу, фасад и фундамент). Кроме того, в области был установлен приоритет выполнения ремонта лифтов в МКД, поскольку надлежащая работа данного оборудования главным образом определяет безопасное проживание граждан в доме.
Постановлением Правительства Кировской области от 07.05.2018 № 210-П были утверждены порядки принятия решений в связи с отсутствием у подрядной организации допуска к общему имуществу для проведения работ (отказ собственников, пустующая квартира, преграждающие конструкции, мусор). Работа Фонда в соответствии с данным постановлением позволила исключать ситуации, когда частичная замена инженерных систем, связанная, например, с отказом собственников предоставить доступ к стоякам, приводила к ненадлежащей работе всей системы (особенно негативные последствия при таком ремонте возникали в отношении отопления).
Также, в конце 2018 года разработан проект технической политики, целью которой является приведение к единообразию процессов организации, выполнения и контроля за выполнением работ по капремонту.
Были и другие изменения, которые уточняли вопросы переноса сроков работ, формирования фонда капремонта на спецсчете, права и обязанности участников реализации Программы, в том числе муниципалитетов и управляющих организаций.
Совершенствовалась работа и самого Фонда: внутренние процессы выстраивались в соответствии с изменениями в законодательстве, совершенствовалось взаимодействие с подрядчиками, муниципалитетами, собственниками исходя из складывающейся практики работы и новых требований. Произошла смена руководства. Изменилась штатная численность, что позволило надлежащим образом реализовывать функции, возложенные на Фонд законом, в том числе по осуществлению контрольных мероприятий, и т.д.
Все это положительно сказалось на качестве и темпах работ. Особенно положительные тенденции стали проявляться с середины 2017 года, когда к решению вопросов по капремонту приступил обновившийся состав Министерства энергетики и ЖКХ Кировской области (учредителя Фонда) и самого Фонда. Так за последние полтора года было отремонтировано порядка 50% МКД от всех домов, запланированных к ремонту за период 2015-2018 годов. В качестве яркого примера такой работы можно привести МКД по ул. К.Маркса, 20 г. Кирова (на фото), в котором воплощено все, что требуется для эффективного и качественного ремонта: комплексный капитальный ремонт (в 2017 году – инженерные системы, крыша, в 2018 году – фасад, фундамент, подвал), добросовестные проектная, подрядная организации и строительный контроль, содействие управляющей компании, активная позиция собственников жилья. Есть примеры комплексного ремонта и в районах области. Например, это дома по ул. Набережной, 26 г. Орлова (крыша, фасад), ул. Гагарина, 6 пгт Кикнур (крыша, фасад, электрика) и многие другие.
Вся деятельность Фонда в настоящее время направлена именно на такие результаты! Система капитального ремонта будет совершенствоваться дальше. Однако, необходимо понимание, что капитальный ремонт – это не только Фонд и привлекаемые им подрядные организации, но органы власти, муниципалитеты, лица, осуществляющие управление МКД, собственники помещений и общественность в целом. Только общими усилиями возможно добиться самых положительных результатов в такой не простой сфере как капитальный ремонт, который, несомненно, необходим нашим домам!