Важный факт: сегодня в России педагогическое образование реализуется в основном в непедагогических вузах: классических университетах, специализированных технических, экономических, гуманитарных и иных. По данным на 2020 год, педагогическое образование в стране осуществляют 218 (+43 филиала) непедагогических вуза и 33 (+11 филиалов) педагогических.
Президент ВятГУ
Валерий Юнгблюд прокомментировал ситуацию:
- Вопрос о сложившемся соотношении педагогического и классического образования в последнее время стоит не так остро, как несколько лет назад. Утвердившаяся структура высшего образования в педагогическом сегменте складывалась не один год. Отчасти она является следствием недавних реформ, но не только. Сложившееся положение дел стало следствием естественного, прогрессивного и неизбежного процесса интеграции образования, преодоления интеллектуального изоляционизма и межведомственных преград. В течение как минимум тридцати лет педагогические вузы шли по пути открытия классических специальностей, и сегодня большинство из них, наряду с учителями, готовит специалистов по классическим специальностям. Там, где своевременно это не было сделано, результаты, как правило, были плачевными. Далеко не все педагогические вузы сумели сохранить все педагогические специальности, и многие регионы в связи с этим понесли существенные кадровые потери. К счастью, в нашем университете представлен полный спектр педагогических специальностей, так что мы, с точки зрения подготовки учителей, в полном смысле слова являемся «опорным университетом».
Создается впечатление, что научно-педагогическое сообщество и организаторы образования сегодня приблизились к пониманию того, что качественная подготовка учителей по всем школьным предметам лучше всего удается там, где методическая и психолого-педагогическая подготовка максимально приближены к изучению самого предмета преподавания, где обучение мастерству профессии педагога идет бок о бок с усвоением фундаментальных основ и современного состояния знаний по этому предмету, где создаётся по-настоящему творческая среда, ориентирующая на постоянное саморазвитие и практическое применение знаний. Поэтому наилучших результатов в подготовке учителей сегодня добиваются те университеты (как классические, так и педагогические), где овладение предметными знаниями органично сочетается с усвоением специфических профессиональных компетенций. К числу таких вузов по праву относится наш университет.
ВятГУ как классический университет располагает всеми необходимыми ресурсами для того, чтобы обеспечить реализацию высшего педагогического образования в соответствии с высокими современными стандартами. С этим согласен профессор Евгений Вечтомов, зав. кафедрой фундаментальной математики ВятГУ.
- Очень хорошо и правильно, что в ВятГУ сохранена та система педобразования, что была когда-то в Кировском государственном педагогическом институте, а после в Вятском государственном педагогическом университете, Вятском государственном гуманитарном университете. Есть предметные кафедры, отвечающие за выпуск разных учителей – так, наша кафедра отвечает за выпуск учителей математики и информатики. Уверен, что связь основного предмета, методики его преподавания, педагогики, психологии, проектной деятельности может быть полноценно осуществлена только в классическом университете, каким является ВятГУ, - подчеркнул Евгений Михайлович.