Решение этой задачи устойчиво входит в число приоритетов Вятского государственного университета.
Проблемы педагогического образования привлекают пристальное внимание общественности, руководства региона и страны. Вятский государственный университет, являясь основной кузницей педагогических кадров для Кировской области, постоянно и подробно информирует население через официальный сайт и СМИ о том, как осуществляется подготовка педагогов в стенах крупнейшего вуза региона, неизменно подкрепляя каждый тезис конкретными примерами. Любой желающий может обратиться к этим материалам и составить полное и достоверное представление об особенностях обучения будущих педагогов, связи традиций и инноваций в образовательном процессе, эффективном партнерстве с образовательными организациями и органами власти, достижениях педагогических команд университета на региональном и федеральном уровнях.
Важно отметить, что сегодня в России педагогическое образование реализуется в основном в непедагогических вузах: классических университетах, специализированных технических, экономических, гуманитарных и иных. По данным на 2020 год, педагогическое образование в стране осуществляют 218 (+43 филиала) непедагогических вуза и 33 (+11 филиалов) педагогических.
Президент ВятГУ, доктор исторических наук, профессор Валерий Юнгблюд прокомментировал ситуацию:
- Вопрос о сложившемся соотношении педагогического и классического образования в последнее время стоит не так остро, как несколько лет назад. Утвердившаяся структура высшего образования в педагогическом сегменте складывалась не один год. Отчасти она является следствием недавних реформ, но не только. Сложившееся положение дел стало следствием естественного, прогрессивного и неизбежного процесса интеграции образования, преодоления интеллектуального изоляционизма и межведомственных преград. В течение как минимум тридцати лет педагогические вузы шли по пути открытия классических специальностей, и сегодня большинство из них, наряду с учителями, готовит специалистов по классическим специальностям. Там, где своевременно это не было сделано, результаты, как правило, были плачевными. Далеко не все педагогические вузы сумели сохранить все педагогические специальности, и многие регионы в связи с этим понесли существенные кадровые потери. К счастью, в нашем университете представлен полный спектр педагогических специальностей, так что мы, с точки зрения подготовки учителей, в полном смысле слова являемся «опорным университетом».
ВятГУ как классический университет располагает всеми необходимыми ресурсами для того, чтобы обеспечить реализацию высшего педагогического образования в соответствии с высокими современными стандартами.
С этим согласен доктор физико-математических наук, профессор, зав. кафедрой фундаментальной математики ВятГУ Евгений Вечтомов.
- Очень хорошо и правильно, что в ВятГУ сохранена та система педобразования, что была когда-то в Кировском государственном педагогическом институте, а после в Вятском государственном педагогическом университете, Вятском государственном гуманитарном университете. Есть предметные кафедры, отвечающие за выпуск разных учителей – так, наша кафедра отвечает за выпуск учителей математики и информатики. Уверен, что связь основного предмета, методики его преподавания, педагогики, психологии, проектной деятельности может быть полноценно осуществлена только в классическом университете, каким является ВятГУ, - подчеркнул Евгений Михайлович.
ВятГУ бережно сохраняет традиции подготовки педагогических кадров, имеющие на вятской земле длительную и славную историю. Она началась в основанном в 1914 году учительском институте, была продолжена в Кировском государственном педагогическом институте, Вятском государственном педагогическом университете, Вятском государственном гуманитарном университете и успешно развивается сегодня в Вятском государственном университете, давая живой и адекватный отклик на общественный запрос в педагогических кадрах.
Не секрет, что в девяностые и нулевые годы прием студентов на педагогические специальности снижался: самый низкий показатель – 156 человек – был зафиксирован в 2016 году. Этот год, напомним, стал стартом деятельности объединенного вуза – ВятГУ. Благодаря состоявшемуся объединению появилась возможность более эффективно отстаивать на федеральном уровне интересы региона по увеличению количества бюджетных мест приема на педагогическое направление подготовки. Теперь с каждым годом наблюдается рост бюджетных мест для будущих педагогов. В 2021 году план приема на педагогические специальности в ВятГУ составил 369 человек. Показатели, согласитесь, впечатляют!
При реализации педагогического образования в университете бережно относятся к опыту прошлого, традициям, сформированным в течение более чем столетней истории.
- Необходимо подчеркнуть, что у нас сохранились и развиваются научно-методические и научно-педагогические школы, мы взращиваем кандидатов и докторов наук по различным профилям педагогической подготовки. Акцент на методическую составляющую деятельности вуза закреплен и в названиях кафедр. Кафедра русского языка, культуры речи и методики обучения, кафедра русской и зарубежной литературы и методики обучения, кафедра иностранных языков и методики обучения иностранным языкам и многие другие – эти названия красноречиво свидетельствуют: методике по-прежнему отводится важнейшая роль, - отметила Галина Симонова, директор Педагогического института ВятГУ – центра стратегической ответственности за педагогическое образование в университете.
Галина Ивановна также сообщила о том, что качество предметной и методической подготовки студентов всех профилей педагогического направления в ВятГУ обеспечивается внедрением единых принципов формирования учебного плана.
- Этого удалось достичь в результате деятельности ряда рабочих групп, в которые вошли представители всех выпускающих кафедр по всем предметам, а также руководители образовательных организаций региона, - проинформировала Г.И. Симонова.
В соответствии с единым подходом 55 процентов учебного плана отведено на учебно-методическую подготовку студентов, 21 процент – а это фактически целый учебный год! – на педагогическую практику, которую будущие учителя проходят в образовательных организациях Кировской области. Также выделен психолого-педагогический модуль, в рамках которого осуществляется подготовка к воспитательной работе с учащимися, классному руководству, взаимодействию с родителями школьников.
В вузе без промедления реагируют на все новые требования, предъявляемые к современному учителю, а зачастую работают и на опережение. Так получилось с базовой кафедрой педагогических технологий и предметных методик, созданной ВятГУ на площадке лицея № 21 города Кирова задолго до того, как был сформирован соответствующий общероссийский тренд. Нацеленное на максимальное приближение обучения будущих педагогов к реальной школьной жизни, лучшим практикам учителей-наставников, это подразделение Педагогического института в полной мере предоставляет студентам возможность проявить себя в выбранной профессии, стать авторами востребованных образовательных решений. В круг задач кафедры входит, прежде всего, организация, проведение и руководство распределенной педпрактикой студентов различных профилей направления подготовки «Педагогическое образование». В частности, на втором курсе это проектно-технологическая практика, организуемая совместно с Институтом развития образования Кировской области при активном участии педагогов-наставников из образовательных организаций города Кирова. В результате складываются учительско-студенческие проектные команды, в течение учебного года занимающиеся разработкой новых образовательных продуктов, востребованных не только самими наставниками, но и их коллегами из других школ. Ярким финалом совместной деятельности становится фестиваль готовых образовательных решений – в апреле текущего года его в «Точке кипения» ВятГУ посетила министр образования Кировской области Ольга Рысева. Ольга Николаевна высоко оценила уровень представленных разработок, заметив, что они достойны широкой презентации в профессиональном сообществе.
В структуре Пединститута ВятГУ это не единственная базовая кафедра: в течение нескольких лет успешно работает подобная кафедра на базе международного детского центра «Артек», где будущие педагоги проходят практики и стажировки. Аналогичное сотрудничество вуза осуществляется с образовательным центром «Сириус» и всероссийским детским центром «Орленок».
Вся эта масштабная и планомерная работа не проходит даром – студенты, решившие посвятить себя профессии педагога, уже в годы учебы демонстрируют отличные результаты. Например, команда ВятГУ заняла I место на Всероссийской студенческой олимпиаде по педагогике «Форсайт-педагогика 2021», организованной Министерством просвещения РФ и состоявшейся в марте этого года в Нижегородском государственном педагогическом университете им. Козьмы Минина. И это еще не все. Будущий учитель иностранного языка Алиса Хаустова стала первой в индивидуальном зачете; студенты ВятГУ вошли и в число призеров состязаний.
Впечатляющие примеры практикоориентированности подготовки будущих педагогов связаны и с внедрением в процесс обучения методик WorldSkills. Этот формат используется на учебных занятиях, зачетах и экзаменах – и даже в ходе проведения итоговой государственной аттестации, члены комиссии которой (традиционно более 50 процентов из них – работодатели) из года в год высоко оценивают уровень практической подготовки выпускников ВятГУ и их готовности к профессиональной деятельности. К слову, достижения будущих педагогов из ВятГУ в движении WorldSkills получают высокую оценку не только на региональном, но и на федеральном уровне. В качестве примера можно привести третье место Анны Волковой на национальном межвузовском чемпионате «Молодые профессионалы» по компетенции «Преподавание в младших классах».
- Одним из факторов, влияющих на качество образования, является материально-техническое обеспечение учебно-воспитательного процесса. В ВятГУ созданы центры практической подготовки в формате WorldSkills Russia, в которых проводятся практические занятия, организована текущая, промежуточная, итоговая аттестации. Студенты демонстрируют свои профессиональные умения в применении современного оборудования. Это интерактивная панель, интерактивная доска, интерактивная песочница, документ-камера, конструкторы LEGO Duplo, конструкторы LEGO Education WeDo, мини-робот Вее-Воt «Умная пчела», дорожная азбука, развивающие игры «Прозрачный квадрат», «Геконт», развивающая среда «Фиолетовый лес», «Коврограф Ларчик». Обучающиеся проектируют и моделируют современный образовательный процесс в реальных условиях детского сада или начальной школы, руководствуясь целями, возрастом воспитанников, формой работы, ресурсами времени, возможностями оборудования, то есть демонстрируют свои профессионально-педагогические компетенции, - таким отзывом поделилась доктор педагогических наук Марина Захарищева, профессор кафедры педагогики и психологии Глазовского государственного педагогического института им. В.Г. Короленко, заслуженный деятель науки Удмуртской Республики, Почетный работник высшего профессионального образования Российской Федерации, Федеральный эксперт качества профессионального образования.
Компетенции WorldSkills, проектная деятельность, обширная и многообразная практика - такой «багаж» подкрепленных реальной педагогической деятельностью знаний обладает внушительным весом – в итоге уровень профессиональной подготовки студентов педагогического направления подготовки очень высок! Свое мнение о нем высказала директор Вятской гуманитарной гимназии с углубленным изучением английского языка Валерия Вологжанина:
- Несколько лет назад я вернулась в родной вуз на родной филфак (ныне факультет филологии и медиакоммуникаций) в качестве председателя экзаменационной комиссии. Очень радует, что подавляющее большинство выпускников ориентировано именно на педагогическую деятельность. Кто-то на последнем курсе уже работает в школе и планирует остаться там после получения диплома. Молодость, креативность, знание педагогики, психологии и филологии, любовь к художественному слову и желание проявить себя в роли учителя – это все про современных студентов-педагогов ВятГУ! Есть уверенность, что все они станут востребованными и успешными молодыми специалистами – школы и дети их очень ждут!
Эти ожидания не будут обмануты: уровень трудоустройства выпускников педагогического направления подготовки по специальности составляет 87 процентов, а по ряду профилей и все сто!
В то же время в ВятГУ заблаговременно задумываются о том, кто придет на смену нынешним студентам, избрав педагогическую стезю. В рамках профориентационной деятельности в 2017 году был запущен проект по созданию в Кировской области педагогических классов – годом позднее было подписано соответствующее соглашение с региональным министерством образования. Теперь педклассы созданы и работают в ряде образовательных организаций Кирова, Кирово-Чепецка, Слободского, Оричей, Омутнинска и Омутнинского района. Со школьной скамьи учащиеся имеют возможность приобщиться к педагогике и психологии, становясь участниками интереснейших лекций и мастер-классов от преподавателей вуза, посещая учебные аудитории и лаборатории университета, подключаясь к студенческим командам в ходе различных совместных мероприятий. Все это помогает почувствовать вкус к педагогической деятельности, проверить себя, принять окончательное решение стать учителем.
ВятГУ всегда был и остается площадкой эффективного сотрудничества, надежного партнерства, в том числе в направлении педагогического образования. Министерство образования региона, Институт развития образования Кировской области, Кировская областная территориальная организация Профсоюза работников образования и науки РФ, Ассоциация молодых педагогов региона, Кировская областная общественная организация участников конкурса «Учитель года» Кировской области – все они входят в число постоянных партнеров вуза, становясь активными соорганизаторами и участниками различных событий педагогической тематики. Областной турнир педагогических кейсов «PROрешение», методические гостиные, педагогический марафон «На пять!», многочисленные выставки, фестивали, конференции – каждый раз это не просто мероприятие, а настоящий праздник педагогического новаторства и продуктивного взаимодействия! Документы о сотрудничестве подписаны и со многими образовательными организациями региона. Среди самых свежих примеров – заключение соглашения с лицеем № 21 города Кирова, гимназией имени Александра Грина, гимназией № 46 города Кирова, средней общеобразовательной школой с углубленным изучением отдельных предметов «Железнодорожный образовательный центр» города Кирова, а также трехстороннее соглашение между ВятГУ, Центром повышения квалификации и ресурсного обеспечения муниципальной системы образования города Кирова и Кировской городской территориальной организацией Профсоюза работников народного образования и науки РФ.
Вятский государственный университет – территория обмена передовым педагогическим опытом. Вот уже почти полвека живет традиция проведения ежегодных научно-практических конференций учителей биологии, географии, химии, экологии – теперь она продолжается в Институте химии и экологии ВятГУ, неизменно собирая многочисленную аудиторию учителей из разных районов Кировской области. На факультете филологии и медиакоммуникаций совсем недавно успешно реализован профориентационный проект «Образовательные встречи с педагогами-профессионалами»: гостями студентов стали лучшие учителя-словесники кировских школ.
Важно отметить, что все значимые федеральные программы и конкурсы, организованные Министерством науки и образования и Министерством просвещения Российской Федерации проходят при деятельном и весьма успешном участии ВятГУ. В стратегических проектах программы «Приоритет 2030», поданной университетом на федеральный конкурс в первых числах августа этого года, педагогическому образованию отведена особая роль.
Сохранение и продолжение традиций, внедрение инноваций, живой и непосредственный отклик на потребности региона и страны, тиражирование уникального опыта – все это наилучшим образом свидетельствует: к педагогическому образованию в ВятГУ относятся с особым вниманием, оно всегда будет входить в число не подлежащих сомнению стратегических приоритетов развития вуза.