В вузе без промедления реагируют на все новые требования, предъявляемые к современному учителю, а зачастую работают и на опережение. Так получилось с базовой кафедрой педагогических технологий и предметных методик, созданной ВятГУ на площадке лицея № 21 города Кирова задолго до того, как был сформирован соответствующий общероссийский тренд.
Нацеленное на максимальное приближение обучения будущих педагогов к реальной школьной жизни, лучшим практикам учителей-наставников, это подразделение Педагогического института в полной мере предоставляет студентам возможность проявить себя в выбранной профессии, стать авторами востребованных образовательных решений. В круг задач кафедры входит, прежде всего, организация, проведение и руководство распределенной педпрактикой студентов различных профилей направления подготовки «Педагогическое образование».
В частности, на втором курсе это проектно-технологическая практика, организуемая совместно с Институтом развития образования Кировской области при активном участии педагогов-наставников из образовательных организаций города Кирова. В результате складываются учительско-студенческие проектные команды, в течение учебного года занимающиеся разработкой новых образовательных продуктов, востребованных не только самими наставниками, но и их коллегами из других школ. Ярким финалом совместной деятельности становится фестиваль готовых образовательных решений – в апреле текущего года его в «Точке кипения» ВятГУ посетила министр образования Кировской области Ольга Рысева. Ольга Николаевна высоко оценила уровень представленных разработок, заметив, что они достойны широкой презентации в профессиональном сообществе.
В структуре Пединститута ВятГУ это не единственная базовая кафедра: в течение нескольких лет успешно работает подобная кафедра на базе международного детского центра «Артек», где будущие педагоги проходят практики и стажировки. Аналогичное сотрудничество вуза осуществляется с образовательным центром «Сириус» и всероссийским детским центром «Орленок».
Вся эта масштабная и планомерная работа не проходит даром – студенты, решившие посвятить себя профессии педагога, уже в годы учебы демонстрируют отличные результаты. Например, команда ВятГУ заняла I место на Всероссийской студенческой олимпиаде по педагогике «Форсайт-педагогика 2021», организованной Министерством просвещения РФ и состоявшейся в марте этого года в Нижегородском государственном педагогическом университете им. Козьмы Минина. И это еще не все. Будущий учитель иностранного языка Алиса Хаустова стала первой в индивидуальном зачете; студенты ВятГУ вошли и в число призеров состязаний.
Впечатляющие примеры практикоориентированности подготовки будущих педагогов связаны и с внедрением в процесс обучения методик WorldSkills. Этот формат используется на учебных занятиях, зачетах и экзаменах – и даже в ходе проведения итоговой государственной аттестации, члены комиссии которой (традиционно более 50 процентов из них – работодатели) из года в год высоко оценивают уровень практической подготовки выпускников ВятГУ и их готовности к профессиональной деятельности. К слову, достижения будущих педагогов из ВятГУ в движении WorldSkills получают высокую оценку не только на региональном, но и на федеральном уровне. В качестве примера можно привести третье место Анны Волковой на национальном межвузовском чемпионате «Молодые профессионалы» по компетенции «Преподавание в младших классах».
- Одним из факторов, влияющих на качество образования, является материально-техническое обеспечение учебно-воспитательного процесса. В ВятГУ созданы центры практической подготовки в формате WorldSkills Russia, в которых проводятся практические занятия, организована текущая, промежуточная, итоговая аттестации. Студенты демонстрируют свои профессиональные умения в применении современного оборудования. Это интерактивная панель, интерактивная доска, интерактивная песочница, документ-камера, конструкторы LEGO Duplo, конструкторы LEGO Education WeDo, мини-робот Вее-Воt «Умная пчела», дорожная азбука, развивающие игры «Прозрачный квадрат», «Геконт», развивающая среда «Фиолетовый лес», «Коврограф Ларчик». Обучающиеся проектируют и моделируют современный образовательный процесс в реальных условиях детского сада или начальной школы, руководствуясь целями, возрастом воспитанников, формой работы, ресурсами времени, возможностями оборудования, то есть демонстрируют свои профессионально-педагогические компетенции, - таким отзывом поделилась доктор педагогических наук
Марина Захарищева, профессор кафедры педагогики и психологии Глазовского государственного педагогического института им. В.Г. Короленко, заслуженный деятель науки Удмуртской Республики, Почетный работник высшего профессионального образования Российской Федерации, Федеральный эксперт качества профессионального образования.
Компетенции WorldSkills, проектная деятельность, обширная и многообразная практика - такой «багаж» подкрепленных реальной педагогической деятельностью знаний обладает внушительным весом – в итоге уровень профессиональной подготовки студентов педагогического направления подготовки очень высок! Свое мнение о нем высказала директор Вятской гуманитарной гимназии с углубленным изучением английского языка
Валерия Вологжанина:
- Несколько лет назад я вернулась в родной вуз на родной филфак (ныне факультет филологии и медиакоммуникаций) в качестве председателя экзаменационной комиссии. Очень радует, что подавляющее большинство выпускников ориентировано именно на педагогическую деятельность. Кто-то на последнем курсе уже работает в школе и планирует остаться там после получения диплома. Молодость, креативность, знание педагогики, психологии и филологии, любовь к художественному слову и желание проявить себя в роли учителя – это все про современных студентов-педагогов ВятГУ! Есть уверенность, что все они станут востребованными и успешными молодыми специалистами – школы и дети их очень ждут!
Эти ожидания не будут обмануты: уровень трудоустройства выпускников педагогического направления подготовки по специальности составляет 87 процентов, а по ряду профилей и все сто!
В то же время в ВятГУ заблаговременно задумываются о том, кто придет на смену нынешним студентам, избрав педагогическую стезю. В рамках профориентационной деятельности в 2017 году был запущен проект по созданию в Кировской области педагогических классов – годом позднее было подписано соответствующее соглашение с региональным министерством образования.
Теперь педклассы созданы и работают в ряде образовательных организаций Кирова, Кирово-Чепецка, Слободского, Оричей, Омутнинска и Омутнинского района. Со школьной скамьи учащиеся имеют возможность приобщиться к педагогике и психологии, становясь участниками интереснейших лекций и мастер-классов от преподавателей вуза, посещая учебные аудитории и лаборатории университета, подключаясь к студенческим командам в ходе различных совместных мероприятий. Все это помогает почувствовать вкус к педагогической деятельности, проверить себя, принять окончательное решение стать учителем.