Пластиковые контейнеры, заменившие обеды в столовых, пижамные вечеринки вместо ужинов в кафе — еще год назад никто и подумать не мог, что такое случится не только из-за желания людей сэкономить. Общепит оказался под замком намного дольше, чем весь остальной бизнес, и до сих пор в этой отрасли продолжают действовать ограничения — запрещена работа с 23 вечера до 6 утра, а также проведение дискотек и развлекательных вечеринок. Итог — ресторанный бизнес по оценкам экспертов стал одной из самых пострадавших из-за коронавируса отраслей экономики.
Тем не менее в 2021-й год рестораторы входят с оптимизмом. Без него бизнесменам вообще нельзя, считает управляющий партнер ГК «Культура гостеприимства» Андрей Несветаев:
- Хочется верить, что мы прошли самую нижнюю точку нашей ситуации, что это было в апреле и мае. И несмотря на то, что сейчас нам тоже непросто, мы искренне верим, что в 2021 году мы пойдем только вверх, что ситуация будет улучшаться, будут появляться новые возможности, гости начнут возвращаться в кафе, государство, может быть, что-то сделает, чтобы вернуть уровень доходов людей. Унывать некогда, да и к унывающим счастье никогда не приходит, поэтому ищем пути, варианты.
В апреле, в мае мы вообще не понимали, что будет. Делали прогноз, что будем закрыты до сентября, не ждали никакой помощи и, конечно, готовились к очень большим убыткам. Нас открыли уже в июне. Плюс мы получили льготные кредиты. Они вдохнули жизнь и в нашу отрасль, и в контрагентов, с которыми мы связаны, получилось выплатить все долги, которые накопились за время закрытия. Поэтому в целом получили результат плохой, но были готовы к худшему.
В июле, августе, сентябре, гости вернулись, мы получили прогнозируемые трафик и выручки. Но с октября, когда началась вторая волна, количество гостей стало снижаться. Ноябрь, декабрь мы проходим примерно с падением 15-20% относительно прошлого года. Но есть ощущение, что привычки людей не изменились, они все также хотят ходить в кафе, но есть пока еще страх, много людей на больничных, и, конечно, упали доходы людей, и это повлияло на их поведение в этот краткосрочный период. Но искренне надеюсь, что в первой половине года все начнет восстанавливаться, и, может быть, ко второй половине 2021 года мы вернемся на старые цифры.
И в целом по отрасли такая же картина. Те, кто чувствовал себя не очень хорошо, либо закрылись, либо сейчас в убытках. Но сильные игроки, кафе, которые популярны у жителей и активно работают, в похожей на нас ситуации и, думаю, в 2021 год выходят с уверенностью в светлом будущем. Ну а те, у кого были доставки, у них наоборот все хорошо. Службы доставки по моим подсчетам выросли на 40-50% и получили большой рывок.
Конечно, мы не сдаемся и постоянно думаем, как нам не только вернуть старых, но и привлечь новых гостей. Основная задача — сохранять качество, сервис. И гости вернутся за этим, когда у них появится возможность.