Клеймо на могильной плите: археологов ВятГУ заинтересовали подписи мастеров на надгробиях некрополя в Слободском

Новости 11:09, 16 февраля 2026 32 0

Это один из многочисленных аспектов изучения старого кладбища, результатом которого явится первая в России методика историко-археологического описания городских некрополей XVIII – первой половины XX веков.

Уже несколько лет сотрудники научно-исследовательской археологической лаборатории ВятГУ вместе с увлеченными наукой студентами занимаются изучением некрополя в городе Слободском. Это первый опыт столь подробного и всестороннего изучения кладбища в России, результатом которого станет полноценная методика историко-археологического описания городских некрополей XVIII – первой половины XX веков. 

История слободского некрополя берет начало в последней трети XVIII века. Старое кладбище предоставляет ценные сведения, позволяющие делать выводы о развитии погребальной традиции, социальной среде общества в разные периоды истории, нравственно-этических ориентирах и эстетических предпочтениях жителей российской глубинки. 

К настоящему времени изучено порядка 3200 захоронений. Среди наиболее выделяющихся могила Николая Николаевича Платунова, расположенная на особо почетном месте – непосредственно рядом с Троицкой церковью. 

Кладбище_2.jpg

Кладбище_3.jpg

Н.Н. Платунов был наследником известной купеческой династии, потомственным Почетным гражданином г. Слободского. Памятник на его могилу был заказан в Москве, на известной во всей России фабрике Павлова. Об этом свидетельствует авторское клеймо у основания монумента – высококачественного образца малой скульптурной формы, имеющего несомненную эстетическую ценность. Иван Афанасьевич Павлов запустил фабричное производство монументов из камня в 1838 году, специализировался на создании памятников из дорогих материалов. Таким стал и памятник Платунову, изготовленный из черного мрамора. 

Кладбище_4.jpg

Авторское клеймо было непременным атрибутом изделий, производимых по индивидуальным заказам. В то же время оно отсутствует на большей части бюджетных вариантов, создаваемых в разных уголках Вятской губернии. 

- Самым распространенным материалом для надгробий считалась опока – мягкий известняк, который добывали неподалеку от Кукарки. В самой Кукарке в середине XIX века работало 14 мастеров – каждый из них, безусловно, нуждался в некоей рекламе. Ее роль выполняло клеймо. 

При этом возможности ставить его на каждое надгробие, по всей видимости, не было. Мы предполагаем, что мастер, приступая к работе, оставлял подпись на каком-то фрагменте каменной глыбы. Из нее производилось несколько памятников; клеймо, соответственно, становилось частью одного из них, - рассказал зав. научно-исследовательской археологической лабораторией ВятГУ Алексей Кайсин. 

Кладбище_5.jpg

Надгробия, помеченные клеймом мастера, на некрополе Слободского единичны. Внимание обращает подпись «Мастер Шерстневъ. Вятка», сделанная у основания стелы опочного памятника со стертым именем и эпитафией «Мир праху твоему, дорогая мама». Речь, считает Алексей Олегович, идет об отце или сыне Шерстневых – известных в губернии камнерезах, имеющих мастерские как в Кукарке, так и в Вятке. 

Кладбище_7.jpg

Кладбище_6.jpg

М.А. и А.М. Шерстневы (исследователям пока известны лишь их инициалы) были родом из Кукарки, специализировались на изготовлении вятских львов – резных скульптур, устанавливаемых на воротах и пилонах купеческих особняков в городах Вятской губернии в конце XIX – начале XX веков. 

- Скорее всего, изготовление надгробий из опоки было дополнительным видом деятельности Шерстневых, а на памятнике клеймо одного из них, - предположил Алексей Олегович. 

«Кукарский» след на слободском некрополе оставил мастер Земцов. Его имя и место жительства увековечено на саркофаге с эпитафией «Здесь покоится тело Марии Ивановны Порошиной». 

Кладбище_8.jpg

Кладбище_9.jpg

Есть на кладбище и совсем простые памятники – их создатели явно не обладали достаточной квалификацией и, судя по числу орфографических ошибок, были малограмотными людьми. В качестве примера можно привести памятник монахине Пелагее Степановне Елдецовой: на тумбе с эпитафией четко видны слова «Слободской Усатов» - видимо, это фамилия человека, взявшегося за увековечение памяти усопшей. 

Кладбище_10.jpg

Кладбище_11.jpg

Исследователи говорят, что клейменых памятников на некрополе может быть больше. Однако с учетом расположения – у самого основания – опознавательные знаки многих надгробий давно уже скрылись под землей. Поэтому процесс изучения некрополя археологи ВятГУ стремятся осуществить в ближайшие годы: так увеличиваются шансы на новые находки. 

Можно ли установить авторство многочисленных неклейменых памятников? 

- Такая возможность появится, когда будут выявлены и изучены другие памятники названных здесь мастеров. После проведения сравнительного анализа можно более уверенно говорить об особенностях стиля авторов и провести идентификацию объектов, - пояснил Алексей Кайсин. 

Отметим, что исследуемый вопрос является одним из множества аспектов, рассматриваемых научной группой при реализации масштабного проекта. В прошлом году он был поддержан грантом Российского научного фонда.