Два новых партнера и большие планы: сотрудничество ВятГУ с Китаем активно развивается

Новости 15:45, 21 июня 2024 1201 0

В июне делегация ВятГУ вернулась из двухнедельной рабочей поездки в Китай. 

Команда Вятского государственного университета во главе с проректором по международной деятельности Сергеем Фоминым посетила шесть китайских вузов, с целью развития партнерского взаимодействия. 

Китай_1.jpg

Фронт работ

С четырьмя из этих университетов вуз уже сотрудничает. 

- С каждым из посещенных вузов ВятГУ находится на разной стадии взаимодействия, история совместной работы в каждом случае уникальна, - рассказал Сергей Фомин о работе с заграничными коллегами.

Проректор по международной деятельности отмечает, что при сотрудничестве двух стран возникают сложные и спорные моменты, которые лучше обсуждать лично: различия в образовательных системах двух стран, интересы и приоритеты сторон, условия обучения, проживания студентов и преподавателей, принимающих участие в академических обменах. 

- Диалог совершенно необходим, так как даже некоторые понятия, которые, как нам кажется, имеют совершенно однозначный смысл могут восприниматься китайскими партнерами совершенно иначе. Для того, чтобы укрепить взаимное понимание, доверие, выработать договоренности по дальнейшему развитию и нужны подобные рабочие визиты, - объяснил Сергей Валерьевич.

Вместе с Сергеем Фоминым китайские вузы посетила директор Политехнического института ВятГУ, доктор технических наук Ольга Рублева. Ольга Анатольевна рассказала, какие аспекты  привлекли ее внимание.

- В хорошем смысле, удивляет культура совещаний в Китае. У них все проходит по протоколу: от государственных задач - к частным моментам, это крайне продуктивно. Также невозможно оставить без внимания техническое оснащение вузов. Партнеры с радостью делятся опытом и в деталях рассказывают, как у них работают те или иные механизмы, как происходит финансирование и закупка оборудования,какие специальности в приоритете. Подобные поездки дают возможность осознать востребованность университета, как партнера на мировом уровне.  

Китай_2.jpg

Ольга Анатольевна отметила, что поездка с погружением в культуру и рабочие нюансы, помогла выстроить дальнейший алгоритм развития Политеха, в том числе, развитие лабораторий.

О партнерах в Китае:

ВятГУ является членом Ассоциации вузов «Волга-Янцзы». В эту организацию входят ведущие вузы ПФО и 29 китайских университетов. Также у ВятГУ заключены прямые соглашения с восемью вузами Китая. Помимо университетов среди партнеров вуза есть и образовательные центры, и организации, оказывающие консалтинговые услуги в сфере образования. 

Новые возможности

Сергей Фомин отметил, что поездка помогла наладить “мосты” с двумя вузами, с которыми ранее не взаимодействовали. Уже удалось договориться о планах на ближайшее будущее: 

- Университет Суйхуа заинтересован в реализации программы по лингвистике и планирует с 2025 года набирать студентов на совместную программу. В этом вузе имеется огромный опыт обучения лиц с ограничениями по здоровью, прежде всего, слабослышащих. Их методики могли бы оказаться интересными и полезными для наших преподавателей из Пединститута. Второй новый партнер - Цзилиньский институт транспортных коммуникаций, обладает очень мощными техническими ресурсами в области подготовки специалистов в области мехатроники, машиностроения, дорожного строительства, электромеханики. Имеется хорошая перспектива взаимодействия с этим институтом для всех факультетов Политеха. 

Китай_3.jpg

Перенимаем лучшее

Проректор по международной деятельности отмечает, что визиты в страны-партнеры помогают не только наладить контакты, но и почерпнуть для вуза те тренды в образовании, которые актуальны в ведущих университетах  мира. К примеру, Сергей Валерьевич отмечает, что все вузы Китая, которые им удалось посетить, устроены по принципу единого кампуса:

- На определенной территории расположены учебные корпуса, общежития, столовые, магазины, пункты доставки онлайн-маркетплейсов. Это не только удобно, но и эффективно. Студенты проживают на территории кампуса, живут единой студенческой семьей – учатся, проводят совместно свободное время, общаются, занимаются спортом, участвуют в общих культурных и спортивных мероприятиях.  

ВАЖНО: Напомним, что 17 июня под руководством губернатора Александра Валентиновича Соколова команда Кировской области, в том числе ректор ВятГУ Валентин Николаевич Пугач, успешно представила проект кампуса мирового уровня на заседании Комитета Совета Федераций по науке, образованию и культуре.

Уникальный проект  

Семь студенток, обучающихся в ВятГУ на программе «Дизайн виртуальной реальности», в течение целого семестра, учатся по профильной программе в Китае . В  программу их обучения включены не только учебные дисциплины по программированию и дизайну. Принимающий университет, расположенный в городе Бэньси, обеспечивает максимально насыщенную культурную программу, в которую входит посещение значимых достопримечательностей провинции Ляонин.

Языковая проблема

Сергей Валерьевич рассказал, какая работа организуется в вузе, чтобы размыть языковой барьер, который возникает при обучении в стране-партнере.

- Мы в ВятГУ организуем курсы китайского языка, есть китайский языковой клуб. Языковые курсы, как правило, ориентированы на освоение бытового языка и не затрагивают профессиональную лексику. Поэтому, чтобы успешно коммуницировать на иностранном языке требуются серьезные усилия, довольно много времени для обучения и, самое главное, регулярная практика. 

Для упрощения коммуникаций используется язык-посредник, который знаком и преподавателю, и студенту (в данном случае, английский). Также выручают переводчики, которым можно воспользоваться с любого гаджета. Кроме того, есть и специализированные устройства, способные работать без подключения к Интернету. Делегация ВятГУ тестировала эти девайсы в ходе своей поездки. 

В целом, стоит отметить, что языковой барьер размывается и наш университет ждут новые ступени развития в партнерстве с Китаем и другими странами. Как отмечает Сергей Фомин, основной целью сейчас является планомерная работа совместно с партнерами из Китая над реализацией накопленного потенциала в образовании и науке.