13:06, 25 марта 2019
Особое мнение Константина Ситчихина от 25.03.19
Время выхода в эфир: 13:06, 25 марта 2019
6992
0
Гости: Константин Ситчихин
Ведущие: Анна Лапшина

А. Лапшина


- В Кирове 13-06, в эфире программа «Особое мнение», я Анна Лапшина, приветствую слушателей, говорю «здравствуйте» гостю нашей студии, Константину Ситчихину, члену общественного совета при федеральном дорожном агентстве, «Росавтодор» - так чаще мы эту структуру называем, члену рабочей группы по контролю за ремонтом и содержанием дорог, эта группа работает при общественной палате Кировской области.


К. Ситчихин


- Добрый день.


А. Лапшина


- Напоминаю слушателям, что участвовать в разговоре можете и вы, через форму анонсов на нашем сайте можно задавать Константину вопросы. С темы дорог мы начнем, конечно. «Прекрасная» погода за окном, испытание для нового главного дорожника города Кирова. Назначили вместо Альберта Гутнова Евгения Лунёва. Лунева сегодня на оперативном совещании представил глава администрации Кирова Илья Шульгин. Евгений Лунев родился в Курской области, работал в федеральном дорожном агентстве Минтранса РФ, в государственной компании «Российские автомобильные дороги», в 2014 года — в дочерних организациях холдинга «Автодор». Знаете ли вы что-то, Константин, про Евгения Лунева? Может быть, знакомы лично? Ну и в целом, опять иногородний сотрудник. Третий иногородний за последние годы.


К. Ситчихин


- Да, за последние три года. Практически каждый по году отработал. Это уже третий товарищ, который приехал к нам из Москвы. Можно сказать из Москвы. Где бы ни родился, последнее место работы — город Москва. Это дочерние компании госкомпании «Автодор». Если кто не знает, это компания, которая занимается платными автодорогами в РФ. Все платные дороги, которые у нас строятся, строятся госкомпанией «Автодор». Данный гражданин, как я понимаю, согласно его истории, про которую вы рассказали, работал в дочерней какой-то структуре данной госкомпании.


А. Лапшина


- Очередной иногородний специалист. Специалист с московским опытом и наверняка не региональным уровнем зарплаты приезжает в Киров на зарплату какую?


К. Ситчихин


- Зарплата у него, конечно, тут невысокая, порядка 50 тысяч у них оклад, у руководителей «Дирекции дорожного хозяйства». Делайте выводы, для чего данный гражданин приехал сюда. Вероятнее, работать и делиться опытом, а дальше посмотрим.


А. Лапшина


- Уговорили?


К. Ситчихин


- Уговорили.


А. Лапшина


- Я не думаю, что в Москве, работающие в дорожной отрасли, получают 50 тысяч рублей, это не очень большая зарплата.


К. Ситчихин


- В госкомпании «Автодор», работая на руководящем посту, будешь получать в 3-4 раза больше по крайней мере.


А. Лапшина


- Это что, бессребреничество такое в Киров ехать?


К. Ситчихин


- Я думаю, вы его позовете на эфир и как Альберт Валентинович здесь был, Андрей Менькин здесь находился, он вам расскажет, почему. Может быть, как всем остальным понравилась вятская природа, наш край и погода, какую мы наблюдаем за окном, погода, которая непредсказуема, можно сказать. Говорили, что будет тепло и солнце, а тут на тебе, снегом завалило. Практически такому руководителю надо оптимизироваться и максимально выезжать на дороги, следить, как техника будет убирать улицы.


А. Лапшина


- Теперь два серьезных вопроса. Первое: мы в третий раз приглашаем в Киров иногороднего специалиста, который будет заниматься и ремонтом, и содержанием дорог. У нас своих специалистов нет? Чем чревато приглашение иногороднего специалиста? Пока он входит в курс дела, пока он знакомится со всем, изучает все улицы, понимает дорожную сеть, проходит время. А время дорого.


К. Ситчихин


- С одной стороны, иногородний специалист — это неплохо, особенно тот, который работал в организации госкомпании «Автодор», потому что я хорошо знаю эту структуру. Это не «Росавтодор», это госкомпания «Автодор», которая занимается капитальным строительством платных дорог. Это дороги хорошего качества, с гарантийными обязательствами 8 лет, где-то и 9. Минимум гарантийные обязательства — 5 лет. А на покрытие, на основание — 8. Если этот гражданин работал именно на дороги, как вы перечисляли, опыт большой, дорожное образование, он работал и имел какое-то отношение к строительству платных дорог, значит у него есть очень большой опыт за плечами. Во-первых, это качество, в котором выполняют платные автомобильные дороги. Во-вторых, требования, которые предъявляет госкомпания к подрядным организациям. Все-таки подрядные организации, которые заходят на строительство платных автомобильных дорог, идут не на год, не на два, а как минимум на пятилетку, а то и на десятилетие.


А. Лапшина


- То есть отношение к делу должно быть серьезное. Это его профессиональная обязанность серьезно относиться в том числе к качеству работы.


К. Ситчихин


- И не только. Все нововведения, которые есть в сфере дорожного строительства, в основном всегда апробируются на платных дорогах. Это один из примеров, о которых мы не раз заявляли, это внедрение в контрактную систему гарантийных обязательств не сроком, а деньгами. Это когда подрядчик, который выходит на строительство дороги, у него в контракте забита сумма на весь срок гарантийных обязательств. Эта сумма находится на расчетном счете не подрядной организации, а на спецсчете госкомпании. Эта сумма постепенно отдается подрядчику в течение срока гарантийных обязательств. Если подрядчик слился, он эти деньги не получает. И госкомпания имеет право эти денежные средства тратить на гарантийные обязательства, которые он должен был исполнять. Это хороший пример. Мы с вами сталкивались неоднократно с тем, что подрядчики просто напросто сливались, гарантийные обязательство не было кому выполнять. Это мы предлагали неоднократно. Предлагали и министерству транспорта и дирекции дорожного хозяйства. Надеюсь, что Евгений Лунев данную инициативу внедрит в контрактную систему, так как он работал в госкомпании и знает, что это такое.


А. Лапшина


- Теперь смотрите. У нас БКД на носу. Успеет ли Евгений Лунев войти в курс дела, не провороним ли опять все сроки, не будем ли делать дороги в сентябре под снег?


К. Ситчихин

 - Если, как говорят про этого человека, он первоклассный специалист, я думаю, что специалисту не стоит большого времени разобраться в ситуации, которая происходит. С учетом того, что по сути на сегодняшний день улицы определены, объемы работ определены, список есть, ничего не надо сверстывать заново, что-то рисовать, сметы составлены, практически на контракты уже выходим. Остается только проследить, чтобы все грамотно было выставлено на площадку, отторговано, подрядчики заявились, процедура в рамках закона была проведена, контролировать дальше. Плюс еще, давайте не будем забывать, что весна, грунты пошли, дороги стали расплываться. Евгению Луневу я бы рекомендовал поднять все контракты по БКД, которые были в 2017-2018 годах, посмотреть гарантийные обязательства подрядчиков, которые работали на улично-дорожной сети, посмотреть, кто остался, проверить все улицы, сделать дефектовку.


А. Лапшина


- И наложить эти обязательства на сетку дорог, и посмотреть, где образовались ямы.


К. Ситчихин


- Конечно, посмотреть кто остался, кто не остался. Проверить все улицы, сделать дефектовку на сегодняшний день. Мы с вами видим, что ям все больше и больше.


А. Лапшина


- Вы, Константин, в начале марта прогнозировали, что плохой вывоз снега этой зимой может привести к тому, что ремонт городских дорог поплывет. Мы сейчас, кто ездит по городу, уже видим, что происходит с нашими дорогами. Большие ямы на Производственной, Луганской. Там, сразу предупреждаю, ехать надо очень осторожно. Такие есть ловушки, что колеса можно оставить. Это не дороги, которые ремонтировались по БКД в прошлом и позапрошлом годах, но тем не менее.


К. Ситчихин


- То, что вы перечислили, это улицы, которые кусочками ремонтировались в рамках БКД, очень плохие участки, которые в ремонте не были годами. Либо ямочный ремонт был, либо просто верхний слой заменяли.


А. Лапшина


- Рабочая группа уже город объехала, после того, как снег сошел?


К. Ситчихин


- Нет, рабочая группа еще не объезжала. Это только планируется, потому что еще пока рано. Снег есть и на обочинах, снег идет прямо сейчас на улице, делать сейчас это не целесообразно. Ближайшие две недели тоже. Грунты еще ходят, их водонасыщение еще большое. Пока дороги расходятся, ломаются. Где-то трещины появляются, где-то ямы. Делать анализ по ситуации на улице пока рано.


А. Лапшина


- Так, рабочая группа собирается где-то через две недели?


К. Ситчихин


- Все зависеть будет от погоды.


А. Лапшина


- Программа БКД пока торгуется, ремонты не начались, а ямы уже появились. Что будет происходить в ближайшие месяцы?


К. Ситчихин


- Ямы всегда были и будут. Все зависит от бюджета и желания администрации эти ямы исправлять. Если у нас 4 миллиона рублей выделяют на ямочный ремонт.


А. Лапшина


- В этом году?


К. Ситчихин


- Ну вот это недавно было объявлено, не могу сказать на весь год, на месяц. Просто выделили 4 миллиона.


А. Лапшина


- Хорошо, на что их хватит?


К. Ситчихин


- Это ни на что не хватит. Только заделать ямы по предписаниям сотрудников ГИБДД, либо прокурорского предписания с требование устранить неровности. Максимум, только на это. А чтобы более менее привести в нормативное состояние, надо 20-30 миллионов рублей. Их никогда не будет. У меня тут вопрос, они должны быть в бюджете, куда их распределили? Раньше в бюджете они были, выделяли на ямы по 50 миллионов, когда не было программы «Безопасные и качественные дороги».


А. Лапшина


- В прошлом году многие эксперты в нашей студии говорили, что появилась программа БКД, что здорово, но она подразумевает софинансирование региона. Все деньги, которые у нас были мы ухнули в эту программу.


К. Ситчихин


- Я не эксперт в бюджете, не буду вдаваться подробности какие деньги и куда мы ухнули. Но знаю, что в БКД мы практически ухнули все денежные средства, которые сэкономили за счет передачи дороги Киров-Пермь. Там порядка 400 миллионов рублей было, когда в федеральную собственность перешла. Вот практически они все ушли в БКД. Это было сказано и правительстве области, а по бюджету Кирова сталкиваешься с многими вопросами только потому, что раньше эти средства на ямочным ремонт находились.


А. Лапшина


- Может дело не в софинансировании, а в том, что чиновники расслабились? Раз есть программа БКД, пусть федеральными деньгами сколько их придет, столько и отремонтируем, а городские деньги на что-нибудь другое потратим.


К. Ситчихин


- Можно и так это сказать. Есть какое-то расслабление. В данной ситуации, я думаю, решили денежные средства распределить в другое направление в виде строительства детских садиков, школ, есть социальные проекты. Но, за содержанием улично-дорожной сети надо следить. Если мы не будем заниматься сейчас ремонтами, то в будущем мы будем еще больше тратить, чем на сегодняшний день. В итоге, все 4 миллиона рублей потом нам покажутся в 40 миллионов рублей. Юрий Львович когда здесь был


А. Лапшина


- На прошлой неделе.


К. Ситчихин


- Рассказывал про другие страны, я хочу сказать, не только в мусор надо следить за этим всем. В других странах и за содержанием улично-дорожной сети следят от А до Я. Одна хорошая иницииатива, я раньше не слышал, в этом году раньше стали чистить ливневые канализации. Я порядка 2-3 машин не в одной части города видел, как они стояли и вычищали ливневые канализации. Это правильно. Сейчас идет обильное таяние снега, и воде куда-то надо деваться. Если мы вовремя почистим их, то и дорога хоть где-то менее будет разрушаться.


А. Лапшина


- На прошлой неделе было заседание градсовета. Обсуждали там две серьезные темы: строительство на Производственной вблизи от разворотного круга строительства торгового объекта из двух зданий маленького и большого, и обсуждали жилищное строительство на Рудницкого. Я так понимаю, оба эти вопросы вызвали массу претензии и их завернули. По крайней мере, временно. 


К. Ситчихин


- Вот честно, когда я шел на это заседание градостроительного совета, я не ожидал, что будет жесткая дискуссия. Обычно я слышу там высказывания только главы администрации Ильи Шульгина.


А. Лапшина


- Основная претензия к торговым объектам на Профсоюзной - Советском тракте, что невозможно будет машинам заезжать, не создавая пробки.


К. Ситчихин


- С этого все и началось. Когда начали анализировать проект, который прошел рабочую группу, в рамках градостроительного совета вопрос стоял только о назначении земельного участка. Так как там земля садового общества, надо переводить землю из одной категории в другую.


А. Лапшина


- В зону общественно-деловой застройки.


К. Ситчихин


- Этот вопрос стоял. А все остальные должна была разобрать рабочая группа при градсовете, при администрации. И эта группа разбирает все вопросы, чтобы не тратить время на градсовете.


А. Лапшина


- Но там вопросов не возникло?


К. Ситчихин


- Не раз я это говорил, мне очень не нравится, как работает эта группа. Они спокойно все пропускают. И когда дело доходит до градсовета, из одного вопроса вытекает куча маленьких подвопросов, которые намного важнее, чем назначение земельного участка. Сразу же у инвесторов появляется негодование, потому что вопросы все эти на заседании группы можно было решить, потому что совет и так редко собирается.


А. Лапшина


- В общем, группа вопросы не разобрала и все они вышли на совет и случайно это выявилось.


К. Ситчихин


- Это потому что мы тщательно подходим к каждому проекту, которые выносятся на градсовет.


А. Лапшина


- Я правильно понимаю, что инвесторы не ожидали, что с такими вопросами столкнутся?


К. Ситчихин


- Конечно, они не ожидали, потому что в повестке стоял один вопрос.


А. Лапшина


- Почему? Люди, которые строят ТЦ с парковкой на 200 мест, не понимают, что машинам надо будет как-то заезжать в улицы Производственной?


К. Ситчихин


- А потому что им эти вопросы в рамках рабочей группы не задали. Проект прошел рабочую группу. И зачем им лишний раз к чему-то готовиться? А когда градсовет начинает поднимать вопросы, которые надо было задать еще в первой инстанции, они не готовы на них ответить, они нее ожидали. А мы начинаем задавать множество вопросов и по организации движения, и даже по коммуникациям. Потому что где этот ТЦ собирается инвестор строить, там уклон к железной дороге, и возникает вопрос с ливневой канализацией, куда будет уходить вода с этой территории, куда и какие коммуникации будут подходить.


А. Лапшина


- Я правильно понимаю, что месяцем решение вопросов не обойдется?


К. Ситчихин


- Не обойдется. Потому что по Производственной надо еще разобраться, где делать полосу разгона. Не думаю, что инвестор под нее захочет отдать кусок своей земли. И надо понимать, из чего здание будет делаться. Согласно проекту из сэндвич-панелей. Но согласно эскизу там большое остекление, а с сэндвич-панелями сложно остекление выстраивать. Мы с вами видим, что практически во всех проектах таких - «Макси», Джем Молл» - нет большого остекления. А согласно этих проектов предполагается большое остекление. И у меня сразу возник вопрос, а тот ли материал будет использоваться, и тот ли проект в итоге будет, который проходит через градсовет. Не увидим ли потом по факту совершенно другое здание, в другой расцветке.


А. Лапшина


- Я поняла, что надо подождать очередного выступления инвесторов. Когда оно состоится? Оно тоже должно быть в рамках градостроительного совета?


К. Ситчихин


- Я надеюсь, что этот проект тоже вынесут на градсовет.


А. Лапшина


- Не получится так, что в кулуарах получат ответы на вопросы и построят внезапно?


К. Ситчихин


- Там бывает такое, когда некоторые проекты не доходят на градсовета, а мы видим, что получено разрешение на строительство. Надеюсь, что администрация от такой практики будет и в дальнейшем избавляться.


А. Лапшина


- Потому что ситуация по Производственной очень резонансная. Там действительно сложности большие и с движением, и с трафиком, и с выездом.


К. Ситчихин


- Не только по Производственной, но и по другому объекту.


А. Лапшина


- На ул. Рудницкого.


К. Ситчихин


- Там вопрос стоял только о согласовании цвета фасадов. А в итоге закончили мы строительством детсадов, социальной инфраструктуры, шириной проезжей части. Давайте подумаем, если бы так не углубились, а просто согласовали тот вопрос, который стоял, что бы было? Через три месяца увидели бы разрешение на строительство.


А. Лапшина


- А года чрез два увидели бы высотку.


К. Ситчихин


 - Ну там 6 этажей со своей инфраструктурой, но без социальной инфраструктуры этого микрорайона. Мы бы увидели выезд на ул. Ленина неблагоустроенный, постоянную пробку из машин, которые хотели бы заехать в этот микрорайон. С этими проблемами в дальнейшем столкнулись бы все. Как сталкиваются сейчас в Чистых Прудах, на Зональном, из-за того, что при строительстве не учитывались проблемы, которые могут быть через 4-5 лет. Об этом и заявил Илья Вячеславович на градсовете, что хочет сначала проработать полностью все вопросы по микрорайону. И я на 100% с ним согласен. Перед строительством любого дома надо смотреть на несколько лет вперед, как там все будет развиваться.


А. Лапшина


- Еще немного про градостроительный совет. По сообщениям СМИ я вижу, что активно вопросы задавал Илья Шульгин, задавала Елена Ковалева. Вы как член градсовета вопросы тоже задаете, но ведь там не 4 человека, где все остальные?


К. Ситчихин


- Около десятка человек в нем. И самое интересное, что сколько бы я туда не приходил, и сколько бы проектов не обсуждалось, наше архитектурное сообщество либо соглашается с теми проектами, которые представлены, либо отмалчивается. Они не высказывают не то что критического мнения — вообще какого-либо мнения.


А. Лапшина


- Может они согласны с теми проектами?


К. Ситчихин


- Не то, что они согласны, просто у них складывается своя корпоративная солидарность и лучше лишний раз помолчать.


А. Лапшина


- В следующий раз я приду со своим проектом и меня не будут ругать


К. Ситчихин


- Конечно! И в данной ситуации я просто напросто не понимаю, зачем они туда приходят и сидят. Честно? Надо просто заменить всех. А зачем приходить и молчать? Вы — экспертное сообщество, вас пригласили, чтобы вы высказали свою позицию как эксперт. А вы из 15 человек только двое пытаются как-то поменять градостроительную политику. Остальные уткнулись в свои писульки и сидите молчите. Это же не правильно. На вас город как-то пытается равняться.


А. Лапшина


- Хорошо, Константин. Ладно. Еще одна тема, связанная со строительством косвенно. Мама девочки, погибшей у Макси, начинает сбор подписей за строительство подземного перехода. Уже написано обращение на имя губернатора. Мы помним давнюю историю со сбитым пешеходом у Макдональдса, и тогда построили подземный переход. Ваше мнение — нужен или не нужен? Есть мнение урбанистов, что подземные переходы не очень удобны для пешеходов.


К. Ситчихин


- Я бы этих урбанистов, шли бы в другой город свое мнение высказывали. Если хоть что-то обезопасит наших пешеходов — не важно подземный или наземный переход, это будет плюсом для города. Если там большой такой трафик пешеходов, то почему бы там не построить подземный переход? Если есть на это денежные средства в рамках какой-либо программы, давайте лучше строить подземные переходы, чем улучшать другими какими-то способами.


А. Лапшина


- Т.е светофора там недостаточно? По Московской интенсивный трафик


К. Ситчихин


- Надо посчитать трафик, есть нормативы, когда должен быть подземный переход. Если данные совпадают, то надо строить. А вот когда урбанисты говорят, что нужно использовать другие способы, я других способов не знаю.


А. Лапшина


- Развести потоки пешеходов и транспорта?


К. Ситчихин


- Перегородить желтыми заборчиками?


А. Лапшина


- Не надо.

К. Ситчихин


- Вот вы сразу говорите — не надо. А урбанисты что предложили?


А. Лапшина


- Ставьте светофоры


К. Ситчихин


- Они создают пробки на данном участке, уменьшают скорость движения транспорта.

А. Лапшина


- Три минуты у нас остается, хотела, чтобы вы анонсировали еще одну тему. Совещание предпринимателей в сфере придорожного сервиса. С чем связано, с каким объектами?


К. Ситчихин


- 3 апреля в Росавтодоре, на Герцена. Проблема есть у тех, кто работает на федеральной трассе. Есть проблема возле Кирова, в Котельниче, Орлове.


А. Лапшина


- Придорожный сервис это вообще что?


К. Ситчихин


- Это кафе, стоянки, мотели и прочее. На сегодня Киров-Кострома-Пермь — федеральная собственность. Когда эти кафешки ставились, они были на областном объекте. И требования к ним изменились. Придорожную территорию они должны привести теперь привести в соответствие федеральным нормативам, а это колоссальные средства.


А. Лапшина


А если не потратишь то что? Закрывайся и уходи?


Первый вариант. Второй — тебе там просто все перекопают и третий — при реконструкции дороги просто не учтут этот съезд. Поэтому мы приняли решение провести это совещание.


А. Лапшина


На этом особое мнение завершается, до свидания.