14:06, 15 декабря 2021
Итоги года. ВМП "Авитек"
Время выхода в эфир: 14:06, 15 декабря 2021
3051
0
Ведущие: Владимир Сметанин
Объединение ВМП "Авитек" и Кировского машиностроительного предприятия.

С 1 января 2022 года начнёт работу единое Вятское машиностроительное предприятие "Авитек" (часть концерна ВКО "Алмаз-Антей"). 

Генеральный директор Вятского машиностроительного предприятия "Авитек" и Кировского машиностроительного предприятия Александр Иванов рассказал, как готовились к предстоящему объединению и какие задачи стоят перед объединенным ВПМ "Авитек".

Планы по выпуску продукции, социальная политика, кадровый вопрос, уровень заработной платы и другие темы - в программе "Итоги года" 

***

В. Сметанин

Здравствуйте! У микрофона Владимир Сметанин.  Сегодня я буду беседовать с генеральным директором АО «Вятского машиностроительного предприятия «АВИТЕК» и АО «Кировского машиностроительного предприятия». Это Александр Иванов. Александр Владимирович, добрый день!

А. Иванов

Добрый день, уважаемые радиослушатели!

В. Сметанин

В предыдущий раз мы встречались с вами в сентябре этого года, и наша беседа была посвящена большой, грандиозной дате - это 90-летие предприятия «АВИТЕК». Тогда в ходе нашей беседы вы ещё раз озвучивали очень важную информацию о том, что к концу 2021 года произойдёт, не побоюсь этого слова, наиболее значимое событие в экономике нашего региона - объединение «Вятского машиностроительного предприятия «АВИТЕК»  и «Кировского машиностроительного предприятия». Давайте озвучим последнюю актуальную информацию. Когда же, наконец, произойдёт объединение?

А. Иванов

Мы рассчитываем, что 30 декабря (это последний рабочий день) объединение двух заводов - «АВИТЕКа»  и «Кировского машиностроительного предприятия» - должно юридически завершиться. К «АВИТЕКу»  будет присоединено «КМП», а «КМП» как предприятие, как юридическое лицо будет ликвидировано. Таким образом, с 1 января будет существовать один крупный мощный  машиностроительный завод под тем же названием «Вятское машиностроительное предприятие «АВИТЕК». Процедура достаточно длительная, сложная юридически, мы все эти этапы прошли. Сейчас мы ждём последние документы, которые мы должны получить от Центрального банка РФ. Это регистрация проспекта эмиссии объединённого предприятия. После чего мы подаём документы в Налоговую инспекцию для регистрации процедуры присоединения «Кировского машиностроительного предприятия» к «АВИТЕКу». 

В. Сметанин

Какие цели, какие задачи закладываются в связи с такими большими изменениями? В чём будет положительный эффект?

А. Иванов

Хотел бы напомнить, что строительство «Кировского машиностроительного предприятия» было начато по решению Президента РФ В.В. Путина.  С 2012 года по 2016 год предприятие было построено. Новое предприятие строилось рядом с заводом «АВИТЕК», на земельном участке, который ранее принадлежал «АВИТЕКу». Он был выделен и передан Концерну (ред.: АО «Концерн ВКО «Алмаз-Антей»). Концерн ВКО «Алмаз-Антей» построил новый завод по самым последним технологиям, которые у нас есть в стране. Это новое современнейшее машиностроительное предприятие. При этом изначально в проект закладывалась тесная кооперация с «АВИТЕКом». И на новом предприятии отсутствовал ряд производственных процессов, которые нецелесообразно было дублировать и развивать на новом предприятии - те процессы, которые имелись на «АВИТЕКе». В ходе строительства завода на «АВИТЕКе» проводилась модернизация этих технологических процессов, модернизация производственных мощностей, для того чтобы два завода, рядом находящихся, могли в кооперации выпускать необходимую продукцию. 

В. Сметанин

Вы говорили уже об этом: на тот момент «КМП» выступило «драйвером», «локомотивом», оно повело за собой, что называется, одно из самых старейших предприятий. 

А. Иванов

Напомню, что открытие было в 2016 году. И в 2018 году Концерн ВКО «Алмаз-Антей» принял решение об объединении двух предприятий, в конце 2018 года, так как стало понятно, что нельзя строить взаимоотношения двух этих предприятий, как обычные взаимоотношения двух юридических лиц. Потому что технологические процессы были настолько переплетены, что для производства изделий необходима была очень тесная кооперация. Некоторые детали шесть-семь-восемь раз переходили из цехов  «АВИТЕКа» в «КМП» для того, чтобы получить завершённое изделие. 

В. Сметанин

Я помню, вы приводили этот пример: очень сложно всё это оформить документально, потому что это взаимоотношения разных юридических лиц… 

А. Иванов

Конечно. Поэтому было принято решение о том, что два предприятия должны быть объединены. Мы, конечно, думали, что процесс займёт меньше времени, если помните, и в прессе звучало, и мы рассчитывали, что мы сможем объединиться в течение 2019 года, потом 2020 года. Но реально процесс оказался более сложным, завершается он только в 2021 году. 

В. Сметанин

Немаловажный вопрос - вопрос персонала. Мы живём в достаточно сложное экономическое время, и  каждый из нас переживает за своё рабочее место. Что произойдёт с рабочими местами, не будет ли сокращений? 

А. Иванов

Сейчас и на «АВИТЕКе», и на «КМП» оптимизировано количество рабочих, которое позволяет выполнять государственные и экспортные контракты максимально эффективно. На следующий год после объединения план производства уже сформирован: он выше для объединённого завода, чем отдельные планы производств на «АВИТЕКе» и на «КМП» по этому году. В этом году у нас тоже очень значительные, большие планы, которые мы выполнили. Но в следующем году будет ещё рост производства. Таким образом, у нас гарантированно не будет сокращения. Наоборот, если посмотреть нашу заводскую газету «Голос рабочего», на последней странице практически весь разворот, иногда весь разворот, иногда 2/3 разворота, там всегда печатается рубрика «Требуются на работу». И там несколько десятков, 30-40 вакансий, которые требуются. Мы планируем, что после объединения, во-первых, никакого сокращения не будет, планируется рост производства, соответственно, увеличение количества рабочих вакансий. И я ниже, наверное, остановлюсь, что у нас планируется строительство новых корпусов, запуск нового производства, и, соответственно, будет значительный набор и рабочих, и ИТР, и руководителей для выполнения всех наших планов. 

В. Сметанин

Давайте напомним текущую численность работников обоих предприятий.

А. Иванов

На сегодняшний день текущая численность работников двух заводов уже превысила 6 тысяч человек. Если я в прошлый раз ещё говорил, что у нас около 6 тысяч (у нас было реально около 5 950 человек), то сейчас мы уже превысили уровень в 6 тысяч человек. Эта цифра не останавливается, она реально будет возрастать. Но это не связано с целью увеличения количества работников, это связано  с реальным ростом объёмов производства. 

В. Сметанин

Вы неоднократно упомянули эти слова - рост производства, расширение объёмов производства. Какие задачи будут ставиться перед объединённым предприятием? За счёт чего будут увеличиваться эти объёмы?

А. Иванов

У объединённого предприятия будет много преимуществ перед двумя предприятиями, которые работают даже в очень тесной кооперации. Понятно всем, что мы объединяем дублирующие функции, которые были на одном и на втором предприятии - это управленческие функции, производственные функции. Речь идёт о том, чтобы перераспределить эти функции в сторону повышения эффективности производства. Могу привести такие примеры:  у нас были запараллелены служба главного энергетика, служба главного механика, службы безопасности, коммерческие службы, по закупке материалов,  службы экспедиции по отгрузке готовой продукции. Все эти функции требовали определённого управления, определённого персонала, который будет и выполнять, и руководить. Соответственно, при объединении это будет укрупнение этих служб, перераспределение функций, и никого из руководителей мы не увольняем. Объёмы задач, которые выполняют эти службы, будут увеличены и  будут намного эффективнее, чем на двух разных предприятиях. Плюс у нас логистика, потому что два завода занимались закупками, заключением договоров. Я имею в виду,  даже внешне с другими предприятиями.  Так как это два юрлица, между собой у нас ещё было огромное количество договоров, которое нужно было заключить между двумя предприятиями, их исполнять, контролировать, обслуживать. Самое главное - обеспечить документооборот. Это бухгалтерия, финансовая служба, закупки, юридические службы. Документооборот и логистика между двумя предприятиями - это уйдёт в прошлое. У нас теперь будет единое эффективное производство. К примеру, на «АВИТЕКе» и на «КМП» есть похожие подразделения. И мы эти подразделения направляли с «АВИТЕКа» в командировку на «КМП». Когда на «КМП» задача выполнялась, а на «АВИТЕКе» нужно было усилить, мы делали обратный процесс, направляли в командировку с «КМП» на «АВИТЕК». Во-первых, чтобы направить людей в командировку, требуется заключение договорных документов, урегулирование финансовых вопросов, оплата этих переводов, командировочных и т.д. Затем, так как у нас предприятие режимное, нужно было оформлять допускные документы. Всё это занимало время, лишняя работа. Сейчас получится, что мы это осуществляем, как на любом предприятии. Это внутрицеховые перемещения:  с одного цеха переводим в другой, с того возвращаем обратно, без такого огромного  количества бумажной работы, которую мы совершали раньше. 

В. Сметанин

Простым человеческим языком говоря, быстрее и эффективнее всё это происходит. 

А. Иванов

Конечно, это только маленький пример, который я сейчас привёл. Допустим, когда будет единая закупка материала, и нужно этот материал перераспределить на два бывших предприятия, раньше это просто так не сделаешь. Это либо через закупку, либо давальческий материал, но надо всё равно оформлять. Сейчас это будет распределяться одной службой без всяких проблем. Очень много плюсов, которые мы достигаем при объединении предприятий. Самое главное - это реально будет очень мощное предприятие, обладающее всеми необходимыми технологическими процессами для выпуска продукции, начиная с закупки материала  до выпуска готовой продукции, которая поставляется заказчику. Редкие предприятия, которые обладают законченным технологическим процессом - от материала до готовой продукции.  «АВИТЕК» и «КМП», совместно объединённые предприятия, будут обладать такими возможностями. 

В. Сметанин

Наступит новый 2022 год, и объединённое наимощнейшее предприятие вздохнёт с новой силой, расправит свои плечи и будет готово с гордостью идти дальше, выполнять новые задачи. 

А. Иванов

Реально, так и получится. Вплоть до того, что определённое количество людей с «КМП» мы уже переоформили на «АВИТЕК», и нам останется в течение некоторого короткого времени завершить процесс в январе и переводом оформить на «АВИТЕКе».  При объединении однородных подразделений зарплаты мы выравниваем по верхнему уровню и на «АВИТЕКе», и на «КМП». Если на «АВИТЕКе» зарплата персонала, куда вливается подразделение «КМП», выше, значит, у «КМП» по должностям оклады также приводятся к одним нормативным требованиям - они возрастают. 

В. Сметанин

Давайте напомним среднее по предприятиям?

А. Иванов

Средняя зарплата сегодня по предприятию 54 тысячи рублей. В прошлом году зарплата была 49 800 рублей. Причём зарплата выравнивается и у ИТР, и у руководителей. Самое главное, что выравнивается зарплата у рабочих. Мы сейчас стараемся и на цеховом уровне привести (ред.: зарплаты) к одной нормативной базе. У нас цеха делились на первую, вторую, третью категорию в зависимости от выполняемых функций. Пока мы убираем третью категорию, приводим ко второй и первой. В перспективе мы вообще на заводе перейдём к единой нормативной базе, которая устранит категории. Категории были введены лет 30 назад, когда считалось, что один цех - это главный, есть цех вспомогательный, есть цех обеспечивающий. Когда была нехватка рабочей силы, рабочие очень сильно дифференцировались по своей профессиональной классификации, тогда считалось, что цех металлообработки - это основной, и у них зарплаты выше. А вот цех, который обеспечивает, тот же инструментальный - второй категории. Хотя инструментальщики по своему профессионализму и по профподготовке выше, чем в цехе мехобработки. Такие были перекосы  раньше. Мы давно это исправляем и сейчас, с учётом объединения, поправляем значительно. Одновременно у нас идёт индексация заработной платы,  и при индексации мы также выравниваем те перекосы, которые ещё существуют.  Объединение, я думаю, очень скажется на мотивации и стимулировании с учётом роста уровня заработной платы. 

В. Сметанин

Это очень большой фактор, значимый, безусловно. Я напоминаю, что мы беседуем с генеральным директором АО «Вятского машиностроительного предприятия «АВИТЕК» и АО «Кировского машиностроительного предприятия»  Александром Ивановым.  Александр Владимирович, я хотел бы сейчас вот в такую плоскость направить нашу беседу, чтобы приблизить к каждому слушателю значимость грядущих изменений. Не надо ни в коем случае думать, что это только дело «АВИТЕКа» и «КМП», их объединение. Ведь «АВИТЕК», в первую очередь, это предприятие с 90-летней историей. Столько судеб жителей города и области с ним связано. Поясните, пожалуйста, что для нашего города, для региона будет означать это объединение, для экономики региона?

А. Иванов

К примеру, сейчас годовой фонд заработной платы приблизительно несколько миллиардов рублей.  На этот фонд заработной платы, естественно,  начисляются налоги. Эти налоги идут в бюджеты федерального уровня, регионального уровня, в бюджет местный. На следующий год ещё будет увеличение объёма производства, соответственно, будет увеличение начисления налогов. Что касается людей. Как мы говорим, (ред.: средняя по предприятию) заработная плата 54 тысячи рублей. И мы планируем рост, в связи с индексацией. Этот объём средств, которые получают 6 тысяч человек, порядка 300 миллионов рублей  в месяц - это заработная плата перераспределяется в городе и поддерживает определённый уровень работы других предприятий - сервиса, предприятий быта. Повышение благосостояния работников  -  это очень значимая социальная функция предприятия. «АВИТЕК» и «КМП» - это предприятия социально ориентированные. На это нас ориентирует и руководство Концерна ВКО «Алмаз-Антей». И «АВИТЕК», и «КМП» очень много оказывают спонсорской помощи школам, детским садам, общественным, ветеранским, спортивным организациям. На это тратятся значительные средства, которые у нас есть. Также мы тратим средства на то, чтобы действительно сделать среду даже вокруг завода привлекательной, современной, которая украшает город.  Это заметно по тем проектам, которые уже реализованы. Это Площадь ХХ-го партсъезда. Уже с неё видны новые отремонтированные корпуса завода, новая наша башня с новыми часами, на которые жители Филейки всё время обращают внимание. 

В. Сметанин

Достопримечательность, уже полюбившаяся. 

А. Иванов

И другие проекты, которые мы и реализовали, и собираемся реализовать. У нас запланировано, как я говорил, строительство новых корпусов под расширение производства. По нашим расчётам, будет добавлено около 100 рабочих мест. Этот проект будет реализован в 2022-2023 гг. Сейчас заканчиваются проектные работы, и строительные работы реально начнутся в 2022 году. Во-первых, это федеральная целевая программа, которая предусматривает инвестиции более миллиарда рублей, и тоже реализация в Кировской области, на «АВИТЕКе». Мы это всё сделаем, запустим, расширим производства. И это расширение как раз связано с тем, что завод объединился, планируется рост производства, и без этого строительства мы это не обеспечим. Таким образом, для Кировской области это тоже значимо, потому что это новые инвестиции, новое финансирование, создание новых рабочих мест. 

В. Сметанин

В общем, заводы, пока ещё два предприятия, после своего объединения собираются выступать ещё более мощной силой - и в социальном плане, и в производственном. Что касается руководства Концерна воздушно-космической обороны «Алмаз-Антей».  Ощущаете ли вы всецелую поддержку? Как оно оценивает грядущие перемены?

А. Иванов

Концерн ВКО «Алмаз-Антей» проводит не первое объединение предприятий. Аналогичное объединение двух предприятий произошло  и в Москве, и в Нижнем Новгороде в прошлом году. Мы отправляли целые группы специалистов и делегации на эти предприятия, которые знакомились с опытом объединения для того, чтобы перенять положительный опыт и учесть те ошибки, которые были при объединении. Мы действительно получили очень хорошую практику, искреннюю помощь от своих коллег и учли те ошибки, которые у них были, те сложности, с которыми они столкнулись. И у себя нам удалось этих ошибок избежать. Концерн ВКО «Алмаз-Антей» нас поддерживал даже в плане выбора процедуры, когда решался вопрос,  что же делать:  объединить  «АВИТЕК» и «КМП» путём объединения этих двух предприятий, присоединения «КМП» к «АВИТЕКу» или присоединения «АВИТЕКа» к новому заводу. 

В. Сметанин

Объединение - это создание ещё одного юридического лица документально?

А. Иванов

Создание третьего юридического лица с ликвидацией двух старых юрлиц. Но было принято решение -  путём присоединения. Причём вопрос решался в том числе и в трудовом коллективе и на «АВИТЕКе», и на «КМП».  Принятое  решение логически вытекает из всей истории создания двух предприятий.  «АВИТЕК» в этом году отметил 90-летие. Предприятие создано в 1931 году в Москве. В 1941 году было эвакуировано в Кирове. И все эти предприятия с наименованием - завод №32, затем «Машиностроительный завод XX партсъезда», затем, когда был построен Гирсовский завод, это стало «Машиностроительное объединение  имени XX партсъезда», затем «АВИТЕК» - это всё одно юридическое лицо. Не правопреемство с закрытием одного  и передачей другому, а это одно юридическое лицо с 90-летней историей, с тремя орденами, которые были получены. Один орден перед войной за освоение новой продукции в 1940-м году - орден Красной звезды. По итогам героической работы завода в годы Великой Отечественной войны в 1945 году завод получил орден Трудового Красного Знамени. И в 1971 году завод получил  орден «Знак Почёта» за освоение новой техники. Завод с 90-летней историей, с тремя орденами, со славной школой, традициями, с устоявшимся коллективом, и современнейший новый завод - механическая обработка и сборочное производство, но многие процессы всё равно на «АВИТЕКе». Был референдум на заводе, и практически весь коллектив «АВИТЕКа» и большинство на «КМП» проголосовали за присоединение к «АВИТЕКу», потому что, как сказал директор Концерна ВКО «Алмаз-Антей», знамёна, ордена и история должны не куда-то присоединяться, а должны оставаться. И ещё приятная новость: когда у нас было 90-летие, мы за день до нашего юбилея, до 1 октября, получили телеграмму от Президента РФ В.В.Путина, который поздравил наш коллектив с этой знаменательной датой. Это не очень распространённая традиция или процедура, когда руководитель страны поздравляет отдельно взятое предприятие. «АВИТЕК» своей славной 90-летней историей на благо нашей родины заслужил поздравление Президента. Поэтому «Алмаз-Антей», конечно, поддержал эту инициативу и присоединяет новый завод к старому. «АВИТЕК» остаётся, юрлицо «КМП» будет ликвидировано. 

В. Сметанин

90 лет «АВИТЕКу», тут уже и до 100 лет совсем немного. В общем,  предприятие со 100-летней историей, присоединяя к себе «КМП», получает такую силу, такие мощности, что минимум на 100 лет задел сделан. С 1 января 2022 года все сотрудники предприятия, и вы в том числе, будут носить гордое звание «авитековцы». Вы все одна большая семья, готовая выполнять любые поставленные производственные задачи. 

А. Иванов

Да, хотел бы ещё сказать, на «АВИТЕКе» у нас есть контракты: по госконтрактам до 2023 года, по экспортным контрактам - есть подписанные контракты до 2025 года. Очень много государственных и экспортных контрактов в стадии оформления. На «КМП» есть свои государственные контракты на этот же период, и есть большой экспортный контракт, который мы выполняем до 2024 года. Таким образом, при слиянии предприятий обязанности и права «КМП» по универсальным правилам переходят к «АВИТЕКу». Мы на «АВИТЕК» переоформляем те  госконтракты и экспортные контракты, и к нам переходят все обязательства. Таким образом, до 2025 года на большом объединённом заводе есть гарантированные государственные и подписанные экспортные контракты. Есть работа, запланировано поступление финансовых средств по результатам работы, запланировано развитие завода, создание новых рабочих мест. Я думаю, что у «АВИТЕКа» очень хорошие перспективы на следующее 10-летие, как минимум, до своего 100-летия. 
 
В. Сметанин

Мне остаётся только поздравить вас с достижением столь высоко поставленной цели. Будут новые цели, задачи, но объединение «АВИТЕКа» и «Кировского машиностроительного предприятия» - это наиважнейшее, возможно,  событие уходящего 2021 года. Спасибо большое. На этом завершаем наш разговор.  Александр Иванов - генеральный директор АО «Вятского машиностроительного предприятия «АВИТЕК» и АО «Кировского машиностроительного предприятия». Я вынужден пока так представлять, но уже с 1 января 2022 года будет одно объединённое единое предприятие «АВИТЕК».

А. Иванов

Спасибо большое за предоставленную возможность сегодня побеседовать о таком значимом событии. Я хотел бы поздравить работников «АВИТЕКа» и «КМП»,  а также всех жителей Кирова и Кировской области с наступающим Новым годом, пожелать крепкого здоровья, успехов, счастья, чтобы новый год  был радостнее и веселее.

В. Сметанин

Будем работать, будут новые поводы для встреч и для разговора обязательно. Так что в скором времени состоится, я уверен, очередная наша беседа. Всего доброго!

А. Иванов

Спасибо!