Вячеслав Моше Кантор: Как память о Холокосте способна служить защитой от нетерпимости

Новости 18:07, 17 апреля 2023 168 0

Деятельность Вячеслава Моше Кантора, известного общественника международного уровня, всегда была и остаётся тесно связанной с темой сохранения исторической памяти о тех страшных событиях, что развернулись до и во время Холокоста. Более того, тема эта, по мнению самого Кантора, также тесно связана и с темой распространения нетерпимости и ненависти в мире – проблемой, которой Моше Кантор как общественный деятель также чрезвычайно озабочен.

Что касается исторической памяти, то Вячеслав Кантор посвятил немало времени не только сохранению непосредственно фактов прошлого, но и разъяснительной работе на самых разных уровнях относительно того, как исторические уроки преподносят нам эти факты, и что именно человечество должно усвоить из тех ошибок, что совершало прежде. Моше Кантор убеждён: именно в понимании этого и заключается главная ценность истории и памяти о прошлом, ведь только так человечество может хоть немного гарантировать себе безопасное будущее и то, что катастрофы, уже однажды случившиеся, не случатся вновь.

Критический уровень ненависти

День памяти Холокоста проводится на международном уровне ежегодно – а именно, в январе, на который выпадает День памяти жертв Катастрофы. Именно в это время сама тема памяти о Холокосте получает всю необходимую высоту и широту обсуждений, а знания о прошлом оказываются, хоть и ненадолго, должным образом востребованы. Два года пандемии и её ограничений добавили собственных негативных оттенков этому памятному дню. В 2021 году мероприятия, посвящённые ему, даже вынужденно перешли в режим онлайн. Принял в них участие и Вячеслав Моше Кантор – как один из организаторов совместного мероприятия между Европейской комиссией и Европейским еврейским конгрессом, президентом которого Кантор являлся на протяжении пятнадцати лет.

Выступая 25 января 2021 года перед онлайн аудиторией, Вячеслав Кантор не смог – да и не хотел – обходить стороной пандемийную тему. Тем более, что поводов для её затрагивания было несколько. В частности, Вячеслав кантор отметил то плачевное положение, в котором оказались выжившие в Холокосте – уже в преклонных годах, они также были вынуждены подвергнуться испытаниям изоляцией, и многие из них, отметил Кантор, в такой же изоляции и одиночестве прощались с жизнью. Поэтому Кантор со своей стороны настаивал на включении таких людей в списки на вакцинацию в числе первых.

Не менее болезненной стала и тема роста нетерпимости и агрессии, которые наблюдались не только на фоне пандемии и её ограничений, но и в целом характерны для кризисных периодов истории. Здесь сами напрашиваются параллели с Холокостом, и Вячеслав Кантор их, разумеется, провёл. Урок истории говорит сам за себя: на фоне любых кризисных явлений национализм, экстремизм и ненависть распространяются особенно стремительными и пугающими темпами, и распространение это губительно. Уже тогда Моше Кантор говорил о том, что международному сообществу необходимо готовиться к проблемам не только экономическим, но и социальным, которые безусловно последуют за месяцами сдерживания и напряжённости, когда многие худшие общественные проявления разрослись буйным цветом в общественном пространстве – а таковым во время изоляции стал интернет.

Зачатки этого были видны уже на начальных порах пандемии, отметил Вячеслав Моше Кантор, когда социальные сети и виртуальное пространство буквально взорвались теориями заговора и обвинениями отдельных стран, наций, рас и групп людей в происходящем. Страх порождает желание найти виновного, напоминает Вячеслав Кантор, и именно это тёмное желание способно легко подтолкнуть людей на путь расизма, ксенофобии и антисемитизма. Ненависть и нетерпимость – не меньший вирус, чем тот, что порождает болезнь, отметил Кантор; они точно также мутируют, принимают новые формы и поражают если не тело, то душу человечества и само общественное сознание, а следующим объектом для удара могут стать государственные устои и социальные нормы.

Вячеслав Моше Кантор тогда же высказал свою убеждённость в том, что ответственность за прекращение языка ненависти и её проявлений лежит не на каком-то конкретном органе или службе, но на каждом представителе общества. Однако, добавил Кантор, даже прекращение вспышки ненависти сейчас не гарантирует того, что прекратится сам очевидный процесс повышения уровня нетерпимости в обществах по всему миру. В защите прежде всего нуждается молодёжь, чьи неокрепшие умы, переживающие не меньшее давление ограничений, особенно подвержены радикальным идеям и желаниями изменить мир. Чтобы победить нетерпимость, нужно искоренить те истоки, из которых она произрастает, считает Вячеслав Кантор, и память о Холокосте является незаменимым инструментом в этой борьбе. Именно для того, чтобы история не повторялась, человечество нуждается в постоянном напоминании о том, к чему ненависть уже привела однажды, и как усугубилась ситуация на фоне равнодушия и желания игнорировать вполне очевидную проблему со стороны европейских государств.


Растворяющаяся память

В то время как Вячеслав Кантор и другие эксперты – его единомышленники в этом вопросе – продолжают и продолжают пытаться поднять осведомлённость о необходимости сохранения памяти о Холокосте, память эта уже с очевидной определённостью обществом утрачивается. Эти опасения подтверждаются результатами тех исследований и опросов общественного мнения, что проводят самые разные организации, от правительственных до независимых. Особенно неутешительна ситуация в молодёжной среде: как показывают опросы людей до 35 лет, многие из них либо не знают о Холокосте ничего, либо знают так мало и такие искажённые данные, что это не служит добру. По мнению Моше Кантора, такое положение вещей не может не сказаться на воспитании следующих поколений в целом, их ценностей и норм, и как следствие – под угрозой оказывается моральная сторона воспитания будущего в целом.

Так, ещё в преддверии пандемии, собственный опрос среди британской общественности проводил Фонд Дня памяти жертв Холокоста, и серьёзные пробелы были обнаружены не только в знания молодых людей, но людей всех возрастов. Помимо незнания истории Холокоста, каждый десятый и вовсе заявил о том, что не верит в саму реальность Холокоста; столько же пытались занизить количество жертв и в целом немного «обелить» историю этого страшного преступления против человечности. Сколько же именно жизней унёс Холокост, не смогли ответить практически половина принявших участие в опросе. Во Франции незнанием истории Холокоста «отличились» примерно одна пятая часть опрошенных, в Австрии – 12%. И если сравнить с данными предыдущих лет, число таких неосведомлённых растёт из года в год.

Данные эти хоть и неутешительны, но, по словам Вячеслава Кантора, вполне ожидаемы. Всё менее доступной становится живая память о тех событиях – вместе с непосредственными свидетелями, уходящими их жизни, общество утрачивает и возможность приобщиться к их опыту. На поколения нынешние всё это возлагает дополнительную ответственность, уверен Кантор, и ответственность эта заключается как раз в том, чтобы сохранить память и передать её потомкам.

При этом общее обострение ситуации и накал страстей в политическом поле как отдельных стран, так и на международном уровне, уже говорит о том, что повторение истории вполне реально, уверен Вячеслав Кантор. Сам Кантор при этом без устали осуждает любые попытки политиков раздувать общественные страхи и играть на них в собственную пользу, вместо того, чтобы пытаться их разрешить.


Не может быть оправданий
  
Не меньшей – а то и более серьёзной и уж точно более возмутительной – проблемой помимо забвения памяти прошлого является и её искажение, оправдание тех страшных преступлений, что унесли миллионы жизней. По словам Вячеслава Кантора, сегодня сама история Холокоста всё чаще превращается в инструмент спекуляций и заигрываний со стороны нечистых политиков с различными радикальными группами общества. Особенно опасным Кантор видит то, когда подобным занимаются органы государственной власти – либо поддерживая оправдания преступлений прошлого, либо никак не препятствуя этим возмутительным проявлениям. Достаточно вспомнить уже ставшие традиционными шествия Ваффен СС в Латвии, которые Моше Кантор осуждал и осуждает до сих пор и как представитель еврейского сообщества, и как борец с распространения ненависти в целом. Подобные попытки переиначить и переписать историю, оправдать преступников, не заслуживающих никакого оправдания, Кантор называет бомбой замедленного действия – и заложена эта бомба под само будущее общества. Если подростки и молодые люди не видят границ между преступниками и жертвами, наблюдая вместо этого, как преступников чествуют, то что ждёт это общество в будущем?

Говоря о работе с молодёжью и её восприятием истории, нельзя не отметить и тот вклад, что сам Вячеслав Кантор сделал в этом направлении. Возглавляя ЕЕК на протяжении многих лет, он неизменно был инициатором самых разных просветительских проектов, не последний из которых – «Марш жизни», ежегодный визит для молодых евреев в музей Освенцима, где ребята могли принять участие в мемориальных мероприятиях и пообщаться с живыми свидетелями страшных преступлений, совершавшихся в этих стенах.

В ходе одного из этих Маршей Кантор обратился и непосредственно к молодым людям, напомнив им, что помнить и чтить необходимо как жертв той катастрофы, так и тех, кто положил ей конец. Так, на уровне Европы уже давно старательно преуменьшается или замалчивается роль Красной Армии в освобождении узников концлагерей, в то время как молодым людям, убеждён Вячеслав Кантор, необходимо об этом знать – как необходимо уметь ориентироваться в современном информационном поле и уметь отличать истину от популистских подлогов. Одного лишь знания голых фактов не всегда достаточно, напомнил Вячеслав Кантор, все факты нужно уметь интерпретировать, сравнивать и делать выводы, извлекать те самые важнейшие уроки, которые история нам преподаёт.


Обет «Вечно помнить»

Стоит ли говорить, что одной лишь работой с молодёжью Вячеслав Кантор не рассчитывает исправить ситуацию – он постоянен и в своих обращениях на самый высокий уровень, привлекая внимание к проблеме в том числе и руководителей государств и правительств. В рамках этой работы неоценимой площадкой стал Международный форум памяти Холокоста, основанный Кантором ещё в 2005 году и проходящий до сих пор. Последний на данный момент, пятый по счёту форум состоялся в январе 2020 года в Иерусалиме, и посвящён он был как раз той взаимосвязи, что прослеживается между прошлым, настоящим и будущим. Собрав представителей и глав нескольких десятков государств, Вячеслав Моше Кантор вновь поднял на обсуждение проблемы антисемитизма и, как следствие, нетерпимости в целом.

Казалось бы, антисемитизм должен был уйти в прошлое вместе с окончанием Холокоста, однако сегодня уже очевидно, что это не так. В этом контексте известный обет «вечно помнить» приобретает особое значение – и помнить, по мнению Вячеслава Кантора, должны не одни лишь евреи, но все люди на планете. Только такими усилиями – глобальными и скоординированными – можно рассчитывать действительно победить нависшую над всеми проблему антисемитизма, расизма и ненависти как таковой.

Когда речь заходит об антисемитизме, нельзя отмести в сторону и ту проблему, что угрозу эту часто считают актуальной и важной для одних лишь евреев. Вячеслав Моше Кантор не согласен с этим в корне и видит антисемитизм как угрозу для всего общества: как и любая другая форма ксенофобии и нетерпимости, своим процветанием и распространением антисемитизм подрывает сами правовые и морально-этические основы социума, тем более социума европейского, называющего себя демократическим, и таким образом открывает дорогу всем прочим формам ненависти – и угрожает уже всем. Кантор считает и это уроком Холокоста – уроком о том, как антисемитизм, не встретивший сопротивления, привёл к катастрофе и гибели миллионов людей самых разных наций.

Сегодня антисемитизм не только не исчез, но уровень его достиг такой высоты, что сравнение с экстремизмом не кажется натянутым. Более того, Вячеслав Кантор сам выступает за то, чтобы между этими понятиями ставили знак равенства – как в практическом поле, так и в юридическом, что в свою очередь дало бы правоохранительным органам больше возможностей и инструментов для эффективной борьбы с ним.

Обостряется угроза и тем уровнем цифровизации, что переживает общество. Распространение интернета, анонимность его среды и возможность связывать людей из самых удалённых частей планеты положительно сказывается на возможности общаться и поддерживать связь, но, вместе с этим, предоставляет ту же возможность и тем, чьи мотивы далеки от позитивных. По словам Моше Кантора, сегодня экстремист и террорист самых радикальных взглядов уже не остаётся изолирован и в одиночестве – в сети он может найти единомышленников на любые свои взгляды и действия, а также транслировать собственные бесчеловечные взгляды на миллионы людей. Обилие такого контента, вместе с тем, порождает и равнодушие общества к нему, отмечает Кантор. В результате ненависть игнорируется и даже превращается в некую вариацию повседневной нормы. Прежние табу перестают действовать, и то, что считалось аморальным и неправильным ещё несколько лет назад, распространяется со скоростью пожара и превращается в допустимое. Весь этот контекст придаёт особый вес делу сохранения памяти о Холокосте, убеждён Вячеслав Кантор.